В Мурманском арктическом университете прошла встреча студентов этого учебного заведения с общественным деятелем, активным участником волонтерского движения Еленой Коневой. Для тех наших читателей, кому за 50, эта фамилия скажет о многом. И они не ошибутся, ведь Елена Гелиевна – внучка прославленного маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева, ставшего одним из творцов нашей Победы. Но на встрече речь шла не только о ее знаменитом дедушке, хотя расспросить ее об этом очень хотелось, а больше о делах современных.
Просто дедушка
– В Мурманск я приехала впервые, – рассказала Елена Гелиевна. – У меня в Мурманской области, в Печенге, в 60-х годах служил папа. Он был там командиром мотострелкового полка с 1964 по 1968 год. Вот такая связь у меня с Мурманской областью. Деда своего я, конечно, помню хорошо. Когда он умер, мне было уже 19 лет. Я достаточно долго не осознавала масштаб его личности. Только в школе, когда мы стали проходить Великую Отечественную войну, я поняла, что он – маршал Советского Союза. Его имя было на страницах учебников. А дома это был просто дедушка, который учил меня ходить, поскольку отец был всегда на службе, а мама, артистка ансамбля Моисеева, постоянно уезжала. Поэтому дома я проводила свое время с дедушкой и бабушкой. Мы понимали, что он – государственный человек и дома весь быт подчинен тому, чтобы ему было спокойно. Дедушка не был человеком, которому можно забраться на колени, а он сделает тебе козу. Нет, в воспитании он был достаточно суров. Непозволительно было баловаться, бегать, играть. Но были и исключения. У нас была игра, называлась «На караул». Когда он приезжал на дачу, я встречала его у ворот. Он отдавал мне свою фуражку, а я ему свою панамку. Однажды он приехал с каким-то генералом и отказался отдавать мне фуражку. И тогда я ее просто сорвала и бросила в лужу. Деду пришлось долго извиняться.
Легендарные имена
Когда Елена Гелиевна перечисляет людей, бывавших на даче ее деда в качестве обычных гостей, захватывает дух. Маршалы Советского Союза Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Семен Тимошенко, нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов, председатель КГБ СССР Иван Серов, знаменитый театральный режиссер Георгий Товстоногов и многие другие. Это я перечислил только самых известных.
– Маршал Семен Тимошенко был нашим соседом, как и Молотов, – вспоминает Елена Гелиевна. – Семен Константинович был большого роста, а дед мой невысок. Рядом они смотрелись необычно. Кроме того, Тимошенко любил застолья, покушать, выпить, а дедушка из-за язвы этого не мог себе позволить.
Легендарных сталинских маршалов Елена Конева застала уже на излете их жизни. Первым, в 1968 году, ушел Рокоссовский. В 1973-м не стало Ивана Конева, а через год скончался Жуков. Дольше всех – до 1986 года – прожил Вячеслав Молотов. Он успел застать начало горбачевских перемен, которые в итоге привели к краху СССР.
Знать свое прошлое
Но вернемся к Елене Коневой. По ее словам, в ее воспитании патриотизм не был какой-то отдельной темой. Но само окружение, те разговоры, что она слышала, не могли не сказаться на ее мировосприятии.
– Мне всегда хотелось помогать тем людям, которые нас защищают, – рассказывала Елена Гелиевна. – Моя мама, будучи артисткой, в годы войны давала по три концерта в день. Моя бабушка, находясь в эвакуации, работала в госпитале перевязочной сестрой в самом тяжелом отделении – гнойной хирургии. Поэтому, когда началась СВО, я решила, что должна принять в ней участие. Пойти добровольцем в силу возраста я уже не могла. И мы с подругами стали собирать деньги и покупать то, что нужно бойцам. Работаем с ними напрямую. Они приезжают в Москву, и мы им все передаем. Также я периодически выезжаю в Белгородскую область.
Говоря о патриотизме, Елена Конева его основу видит в знании истории.
– Если не будешь знать историю своей страны, будешь изучать историю другой, – говорила она. – Вот вы – будущие мореходы. Многим из вас предстоит бывать за рубежом. И вы должны знать свое прошлое. Потому что там, на Западе, совершенно иное представление о нем. Далеко за примером ходить не надо, возьмем историю памятника моему деду в Праге. Его поставили сами чехи, за свои средства, как дань уважения человеку, освободившему город от фашистов. А когда был ковид и люди обязаны были сидеть дома, его втихаря сняли. Из освободителя дед превратился в оккупанта, уничтожавшего чешскую интеллигенцию. Похожая история произошла с памятником деду в Польше, но поляки передали статую России. А чехи этого делать не стали. Где сейчас этот памятник, непонятно, но они собираются его поставить в музей тоталитаризма. Вы должны помнить, чьи вы внуки. Думаю, что у каждого, кто здесь сидит, воевали деды или прадеды. Да, мы не можем остановить процесс переписывания истории, который сейчас происходит на Западе, но и не позволим стереть в нашей стране историческую правду о Великой Отечественной войне. Нам важно передавать молодому поколению эти знания. Читайте книги, узнавайте об истории и о героях нашей страны.
Андрей КИРОШКО
Фото автора и с сайта правительства Мурманской области




