2 октября 2020 года в Мурманске был открыт памятник воинам Полярной дивизии. К этому событию наш город шел долго. О необходимости создания памятника воинам, сыгравшим осенью 1941 года решающую роль в срыве немецкого наступления на Мурманск, говорили много, но каждый раз находились более важные проблемы, которые тоже надо было решать. Но о подвиге дивизии помнили всегда. В Мурманске в честь нее были названы улица, аллея, а на месте формирования установлена мемориальная доска. Не хватало только памятника. И пять лет назад он появился.
Два бойца
Инициатива создания памятника солдатам и командирам героического соединения принадлежала городской общественной организации «Мурманск – город-герой». К ней подключились другие общественные объединения, неравнодушные граждане, городские власти. Мемориал обустроен в 2020 году в рамках реализации программы «Формирование комфортной городской среды» на месте заложенной ветеранами Полярной дивизии в 1991 году аллеи на проспекте Героев-североморцев.
Композицию мемориала составляют фигуры двух воинов: солдата регулярной Красной Армии и добровольца из гражданских. С оружием в руках они стоят плечом к плечу, а за их спиной – Кольский полуостров. Фигуры бойцов высотой более трех метров выполнены из бронзы.
– Непростой проект получился, – вспоминал впоследствии скульптор Александр Арсентьев. – Четыре года эпопея длилась. Консультантом был кандидат исторических наук Александр Чапенко. А он парень дотошный. «С шинели, – говорит, – надо пуговицы убрать. Не было в 1941 году на шинелях пуговиц. И на гимнастерках тоже их не было. На крючки застегивались. И ботинки не так шнуровали. Надо елочкой, а у вас лесенкой. И автомат никакой не ППШ, а ППД у бойцов был. Переделать. На ватнике карманы только в 1943 году появились, убрать». И так далее.
В результате содружества скульптора и историка фигуры получились исторически достоверными.
Но художник думал не только о ратном подвиге наших земляков: из кармана одного из бойцов выглядывает треугольный конверт – один из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны.
Памятник Полярной дивизии стал не только напоминанием о подвиге ее бойцов. Фигуры солдат придали аллее законченный архитектурный вид. Это место теперь очень популярно у жителей Ленинского округа, особенно у пожилых людей и молодых родителей, которые могут погулять, подышать свежим воздухом. А в праздничные дни здесь часто проводятся торжественные мероприятия, на которые приходят десятки людей.
Взгляд из прошлого
Даже сегодня, спустя много лет, мы знаем о Полярной дивизии не так уж и много. В основном эта информация дошла до нас в виде воспоминаний ветеранов этого соединения, а также многочисленных статей журналистов. Лишь сравнительно недавно после открытия архивов мы смогли говорить о деталях формирования и деятельности полярнинцев. Причем эти данные нисколько не повлияли на общую оценку их боевой работы. Вывод, сделанный еще в СССР о решающей роли дивизии Стефана Коломийца в отражении осенью 1941 года немецкого наступления на Мурманск, остался незыблемым. Просто архивные материалы делают эту историю более полной и объективной, из неподвижного трафарета она становится живой. В ней виден не только героизм, но и ежедневный тяжелый солдатский труд.
Кстати, еще в советские времена были попытки взглянуть на события через призму документов. В Российской государственной библиотеке хранится исследование кандидата исторических наук Петра Евского, посвященное обороне Советского Заполярья в 1941 году. Написанная в 1979 году работа в сделанных в ней выводах не потеряла актуальности и сегодня. Но работа эта была закрыта для широкой читательской аудитории. Рассекретили ее не так давно, но она по-прежнему малоизвестна. Вот что пишет автор о формировании Полярной дивизии: «Формирование частей Полярной дивизии было начато на основании приказа военного совета 14-й армии 5 сентября 1941 года из состава разных частей 14-й армии, в том числе из 112-го запасного полка. Командование дивизии, ее полков и подразделений состояло из кадровых офицеров; основу подразделений также составляли солдаты и сержанты, находившиеся на действительной военной службе. Многие из них имели опыт боевых действий в Заполярье в период войны с белофиннами в 1939–1940 гг.
Все это обусловило сравнительно короткие сроки формирования соединения. Впоследствии дивизия пополнялась за счет людских резервов Мурманской области. Командиром дивизии был назначен полковник Стефан Владимирович Коломиец. Это был опытный, спокойный, уравновешенный офицер, делом завоевавший авторитет у подчиненных. Комиссаром дивизии стал батальонный комиссар П. И. Егоров, начальником штаба – полковник К. С. Дмитриев. 10–12 сентября было сформировано два стрелковых полка, большинство спецчастей и подразделений. Третий стрелковый полк из-за недостатка людей не формировался вообще. Сформировавшиеся стрелковые полки получили номера 238-й (командир – подполковник Яков Андреевич Зайцев) и 290-й (командир – майор Степан Кузьмич Шушко). Дивизия составила резерв командующего 14-й армии.
Основной состав дивизии, таким образом, был сформирован за пять – семь суток, что объяснялось исключительной организованностью командования и обеспечило своевременное введение в бой в самые напряженные дни сентября».
Имена и цифры
Благодаря научному сотруднику Беломорского музея Евгению Мироничеву мы сегодня знаем: 238-й полк состоял в основном из жителей Ловозерского района, а 298-й (в боях под Мурманском не участвовал) формировался в Росте. Эти детали стали известны из предложений командующего Карельским фронтом генерала Валерьяна Фролова о присвоении наименования соединениям и частям Карельского Фронта, которые обнаружил и опубликовал историк. Фролов предлагал назвать 238-й полк Ловозерским, 298-й – Ростинским, а 290-й – Полярным «за успешные бои в Полярье» (так в документе). 327-й артиллерийский, который был создан позднее, по мысли генерала должен был стать Кильдинским – по месту формирования.
Обратите внимание, что ни Евский, ни Фролов ничего не говорят о жителях Мурманска, которые, как считается до сих пор, составляли основу Полярной дивизии. Странно, не правда ли?
На сайте «Память народа» имеется справка о вооружении соединения Коломийца. Из нее следует, что полк Зайцева на 12 сентября 1941 года имел 1539 винтовок, 187 автоматических винтовок, четыре револьвера, 34 ручных и 6 станковых пулеметов, по четыре 45-мм и 76-мм пушки, три 50-мм миномета. Бойцы Шушко оказались вооружены гораздо хуже: 755 винтовок, четыре автоматические винтовки, четыре револьвера, 21 ручной и 5 станковых пулеметов, один 50-мм миномет и четыре сорокапятки. Правда, Кузьмич, как называли его бойцы, умудрился выбить 24 снайперские винтовки и три 120-мм миномета! Пистолетов-пулеметов не было ни в одном из полков. Многие офицеры за неимением револьверов и пистолетов были вооружены шашками.
Кровавый сентябрь
Итак, 8 сентября 1941 года началось немецкое наступление на Мурманск. Замысел генерала Дитля состоял в том, чтобы прорваться на флангах советской обороны, окружить наши части, уничтожить их, а затем двигаться на Мурманск и Полярный. Но все пошло не по плану.
На правом приморском фланге 52-я стрелковая дивизия хотя и отошла на несколько километров, но в итоге остановила врага. Бои на этом участке затихли уже к 17 сентября.
Куда драматичнее развивались события на левом фланге нашей обороны, где стояла 14-я дивизия. Уже 10 сентября здесь стала складываться критическая ситуация: егеря сумели оттеснить наши войска на восемь километров и перерезать дорогу на Мурманск. Несколько советских артиллерийских батарей, одной из которых была 6-я Комсомольская, не могли долго сдерживать натиск противника, хотя и дрались отчаянно.
10 сентября 1941 года командир 14-й армии генерал-лейтенант Роман Панин принимает решение ввести в бой свой последний резерв – Полярную дивизию. В этот же день из Мурманска через Кольский залив был переправлен 238-й стрелковый полк Полярной дивизии. К 20 часам 11 сентября он прибыл в район 42-го километра, где части 14-й стрелковой дивизии вели ожесточенные бои. Поскольку полк прибыл один и без штаба дивизии, то поначалу он был подчинен командиру 14-й стрелковой дивизии генерал-майору Николаю Никишину.
В ночь на 12 сентября 1941 года мурманчане приняли свой первый бой. И его нельзя назвать удачным. Атаки полка не только не имели успеха, но на отдельных участках он был вынужден отступить. Тем не менее полк вынудил егерей остановить наступление.
13 сентября через Кольский залив был переправлен 290-й полк, а также штаб дивизии и другие службы. После этого 238-й полк был выведен из подчинения Никишина. Появление новой дивизии стало для командования противника полной неожиданностью. В боях возникла небольшая пауза, чем незамедлительно воспользовалось советское командование.
Перед Полярной дивизией поставили задачу уничтожения прорвавшегося противника. Коломиец решил сосредоточить свой удар на узком участке обороны, где ему противостоял 138-й горнострелковый полк. В тот момент егеря оказались в уязвимом положении, с провисшим в пустоте тундры правым флангом. План комдива состоял в том, чтобы нанести фронтальный удар и одновременно обойти противника с фланга и ударить ему в тыл.
Командир дивизии основную задачу по прорыву обороны противника возложил на 238-й полк, который уже имел опыт боевых действий, был доукомплектован личным составом, вооружением, боеприпасами и находился на главном направлении дивизии. Командир полка и его штаб в сжатые сроки провели целый ряд мероприятий, направленных на обеспечение выполнения задачи. Особое внимание было уделено распределению и использованию артиллерии и минометов. Большая их часть сосредоточивалась на участке прорыва.
Наступление началось 17 сентября и вылилось в ряд ожесточенных боев. Только 23 сентября 238-му полку удалось расчленить вражескую оборону, выйти в тыл противнику и при взаимодействии с наступавшим с фланга 290-м стрелковым полком почти полностью уничтожить 138-й горнострелковый полк. Так была ликвидирована опасность вражеского наступления на Мурманск. Фронт в Заполярье стабилизировался до осени 1944 года.
Судьба
В сентябрьских боях Полярная дивизия понесла серьезные потери – 657 человек были убиты, 1161 – ранен. По сути, из строя выбыла почти половина бойцов.
Приказом по 14-й армии от 22 октября 1941 года Полярная дивизия получила наименование 186-й стрелковой дивизии и уже в ноябре 1941 года была переброшена в Карелию, где сражалась до лета 1944 года, пережив в 1943 году еще одно переименование, став 205-й стрелковой. Весной 1945 года дивизия в составе наступающих советских войск вышла на побережье Балтийского моря. Последней ее боевой операцией стало освобождение датского острова Борнхольм.
Мурманская область уверенно меняется к лучшему, но при этом бережно сохраняются живые традиции военно-патриотического воспитания. Ярким подтверждением этого служит активная работа в рамках губернаторской программы Андрея Чибиса «На Севере – жить!», которая включает в себя и важнейшее направление по сохранению памятников Великой Отечественной войны, таких как монумент в честь подвига воинов Полярной дивизии.
Автор: Андрей КИРОШКО
Фото автора, Игоря ЕРЕМЕНКО и из открытых Интернет-источников


