Вы обращали внимание, сколько хороших, прекрасных и даже, не побоюсь этого слова, великих песен и стихов написано о снеге? Про количество графоманских я вообще помалкиваю. А что вы хотели? Россия – страна северная. Снег – это данность, в которой мы с вами живем, и изменений в ближайшее время не предвидится.
Только вот один вдохновится свежевыпавшим снегом и напишет про лошадку, обновляющую путь, почуяв снег, а другой – жалобу в городскую администрацию о плохой работе коммунальных служб, которые никак не могут вывезти с улиц города невесть откуда взявшийся снег. Это уж у кого на что хватит таланта и воображения.
Есть такой расхожий журналистский штамп: «Зима опять пришла неожиданно». И зима пришла неожиданно, и снег выпал непонятно почему. Знакомо? Знакомо. А стоит ли удивляться? Ведь мы живем практически в Арктике, а Арктика, как известно, кухня погоды. А значит, именно мы всегда и снимаем первую пробу с того варева, которое наготовили на этой кухне. А оно может быть самым неожиданным.
Синоптики уже давно сознались, что дать точный прогноз погоды они могут только на ближайшие сутки. Все остальное будет приблизительно. Не потому ли зима приходит неожиданно, а снег выпадает внезапно? Почти все из нас помнят, как наши женщины в самом конце мая уходили на работу в босоножках и сарафанах, подставляя себя теплым лучам северного солнышка, а возвращались домой по щиколотку в снегу. И было это не один и не два раза.
Вычитал неделю назад, что в ноябре в Мурманске выпало 103 процента месячной нормы осадков. Не бог весть какое и превышение. Но! Все эти 103 процента выпали всего за пять дней, ведь начало ноября было почти бесснежным. Более того, снег продолжал падать, и уже через несколько дней сообщили, что в ноябре выпало 174 процента месячной нормы. А мы строчим жалобы во все инстанции, хотя, по сути дела, жаловаться надо в небесную канцелярию, непосредственно туда, где погоду варят.
Неужели кто-то всерьез считает, что в городских коммунальных службах работают сплошь криворукие неумехи, а снег с улиц города не вывозится специально, чтобы травмпункты выполнили план? Вряд ли.
А снег с городских улиц вывозится. Работают службы, за это отвечающие, круглосуточно и очень напряженно. И техники снегоуборочной хватает. Просто последствия недельного почти непрерывного снегопада за два часа не ликвидируешь. Но нам надо немедленно. И мы пишем, пишем и пишем. А потом еще и хвастаемся, что, мол, именно благодаря моему письму снег вывезен! А если бы я не написал, то никто бы и не пошевелился. Тоже мне цари природы.
«Человек есть царь природы» – нигде так робко и фальшиво не звучат эти громкие слова, как у нас, на Крайнем Севере. Матушка-природа и слыхом не слыхивала, что у нее есть царь. Вот и продолжает править бал самостоятельно. Может быть, когда-нибудь мы научимся управлять количеством выпадающего снега. Вот тогда и будем кричать на каждом углу, что человек – царь.
А пока… Пока мы живем в Мурманске, будем относиться к капризам погоды философски, а к работе коммунальных служб, ликвидирующих последствия этих капризов, – с терпением и пониманием.