Люди часто вспоминают юность и молодость, когда трава казалась зеленее, а мороженое и лимонад – вкуснее. Прошлое обычно кажется лучше настоящего, ведь там безопасно и туда можно мысленно вернуться в любое время. В прошлом живы мечты о светлом будущем, которое стало настоящим, но таким ли, как хотелось? Кризис личностный и кризис современной культуры молодые мурманские художники Юрий Шачнев и Юлия Воробьева творчески переосмыслили и результаты своей работы представили на выставке «Воспоминания о будущем» в «Контейнер-холле» на улице Алексея Генералова, 22а.
Юрий Шачнев и Юлия Воробьева учились вместе в мурманском педагогическом университете, осваивая мастерство академической живописи и графики, но давно отошли от классических канонов и стали искать свой способ самовыражения. Юлия сначала украшала рисунками интерьеры квартир и офисов на заказ, работая кистью, затем – аэрографом, а в последнее время увлеклась созданием арт-объектов. Юрий стал мастером каллиграфии и генеративной компьютерной графики – статичных или меняющихся по заданному алгоритму цифровых изображений.
Зимой у Юли появились несколько серий работ, объединенных темой прошлого, воспоминаний и смерти. Она показала их Юре, который в то время готовил эскизы для большой персональной выставки на схожую тематику. В итоге получилась совместная экспозиция, занимающая два выставочных зала «Контейнер-холла». На первом этаже – более десяти графических работ Юрия и картина, созданная в соавторстве. На втором этаже – Юлины арт-объекты на стенах и видео-арт Юры на большом экране.
Выставка открылась в первый месяц весны, но произведения художницы многим показались мрачными, потому что включают в себя кости домашних животных, которые девушка коллекционирует.
– Череп коровы я нашла сама в деревне, челюсти овец специально заказывала, а череп козленка мне подарили, – рассказала Юля о сборе материала для серии «Громкое молчание». – Все эти работы созданы в отличном настроении, а не в депрессии, они скорее философские, чем мрачные. Я вижу в них свою красоту.
Главное сокровище Юлии – часть нижней челюсти кита, найденная на берегу Баренцева моря. Девушка не стала ее шлифовать или расписывать, а превратила в арт-объект, просто повесив на ржавые цепи в выставочном зале. По такому же принципу (поместить готовый объект в галерею) был создан в 1917 году один из известнейших образцов современного искусства – инсталляция Марселя Дюшана «Фонтан».
На противоположной стене висят два полотна Юрия. Они также связаны с Баренцевым морем и его прошлым. Но без подсказки это сможет понять только человек, который бывал на кладбище кораблей в Териберке и видел под ногами палубу старинных баркасов с техническими отверстиями, сквозь которые, как в подзорную трубу, видно море.
– Когда я увидел работы Юли, понял, что у меня есть похожие идеи, и сделал примерно за месяц специально к этой выставке серию графических работ, – рассказал Юрий Шачнев. – Для видео-арта отсканировал 3Д сканером череп козленка, часть одной из Юлиных картин, и в компьютерной программе заставил его вращаться, видоизменяться и распадаться на частицы.
Особенно эффектно выглядит ярко-желтое цифровое изображение черепа в отражении окон «Контейнер-холла» на фоне старого двухэтажного деревянного дома.
Монохромная минималистичная графика Юрия – это воспоминания о «ваннах» в скалах Териберки, ее старые деревянные причалы, убитые выбросами завода деревья в Никеле, разводы, оставленные пыльцой черемухи в луже и последние куски краски, опадающие с корпуса корабля. Как на любой выставке современного искусства, каждый зритель в этих образах может увидеть что-то свое. Направление мысли задают только названия необыкновенных, очень личных работ.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.