Вычитал где-то на просторах Интернета, что 4 октября стало официальной датой рождения Мурманска совсем недавно. Также попалась мне на глаза информация о том, что официально День города начали отмечать тоже недавно. Значит, впервые я отметил день рождения Мурманска незаконно, или неофициально, или подпольно
Было это в октябре 1966 года. У нас, второклассников первой мурманской школы, шел утренник, посвященный пятидесятилетию родного города. Думаю, что для нас это было первое серьезное приобщение к истории нашей малой родины, первое, еще совсем детское чувство понимания, что это такое.
Сегодня Мурманску 107 лет. А теперь скажите, пятьдесят семь лет назад – это недавно? Не думаю.
Как-то так получалось, что у меня были сложные отношения с Днем города. Точнее, не с самим праздником, а с теми, кто давал мне редакционные задания накануне дня рождения Мурманска. В 1996 году, в канун восьмидесятилетия города, я сделал телевизионный сюжет, в котором признавался Мурманску в любви, и написал, что песни петь не буду, потому что думаю, что лучшая песня о Мурманске еще не написана.
Что тут началось! Меня обвиняли в незнании местного материала, незнании работ местных композиторов и поэтов и во всех остальных смертных грехах.
Продолжалось это до тех пор, пока режиссер нашей редакции не встал и не закончил быстро спор, сказав: «Да, композиторы у нас есть, только вот Шостаковичей я среди них не встречал». Отстоял мое право на собственную точку зрения.
А я до сей поры считаю лучшей песней о Мурманске «Север – Мурманск». Но это произведение не наших, не местных авторов. Композитор – Оскар Фельцман, поэт – Евгений Долматовский. Причем, говорят, что поэт написал текст песни буквально за полчаса, когда увидел, каким город предстал перед ним, когда приходишь в него морем.
А как ее пел солист ансамбля Северного флота, народный артист России наш любимый Анатолий Александрович Иванов!
Я совсем не мореход, но мне посчастливилось дважды возвращаться в Мурманск морем и видеть город со стороны залива. Он был великолепен! Впрочем, для меня он всегда великолепен. Когда въезжаешь в него на машине, прибываешь поездом или прилетаешь самолетом.
Мурманску сегодня сто семь лет. Я с ним уже шестьдесят пять. Он проживет и без меня. А я без него? В жизни моего города были взлеты и падения. И я всякий раз думал, что если городу плохо, то в этом есть и моя вина. Значит, я что-то не сделал или сделал не так, как должен был. А если городу хорошо, то, значит, в этом есть толика моего труда. Я знаю это точно!
Это очень важно – ощущать свою причастность к происходящему у тебя на Родине. Независимо от того, о России ли идет речь или о родине малой. Ведь Родину не выбирают, как не выбирают родителей.
Накануне Дня города журналисты обычно задают глупый вопрос: «За что вы любите Мурманск?». Ни за что. Просто люблю. Потому, что это мой город, потому, что я живу в нем всю жизнь, потому, что отсюда начинается Россия. Люблю, ничего не требуя взамен. Просто пусть он будет.
Помните слова булгаковского генерала Чарноты, которые он произносит, угощая нищих шампанским под парижским мостом: «При желании можно выклянчить все – славу, власть, деньги, но только не Родину. Особенно такую, как моя».