Весна – время традиционных субботников. Трудовые коллективы различных предприятий, активисты волонтерских и общественных объединений регулярно выходят на борьбу с накопившимся за зиму мусором, рыхлят снег, наводят порядок у знаковых мест. В прошлую субботу такое мероприятие прошло у памятника портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В нем приняли участие около полусотни северян.
Субботник приурочили к Международному дню охраны памятников и исторических мест, который отмечался 18 апреля. Его инициатором выступило Мурманское областное отделение Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» (МОО ВОО ВООПИиК). Помочь в добром деле сразу же согласился Мурманский морской торговый порт.
– Этот памятник для нас особый, – отметила начальник отдела по социальным вопросам АО «ММТП» Светлана Рудакова. – Мы поддерживаем его в надлежащем состоянии. Здесь проводим памятные акции, связанные с историей предприятия, героической обороной Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Напомню, что именно в этом месте в далеком 1945 году появился первый обелиск героям тыла, портовикам, погибшим в страшный военный период. Спустя 22 года монумент обновили и в честь подвига портовиков на площади у морского вокзала воздвигли 11-метровую стелу. К слову, в этом году ей исполняется 55 лет. А год назад распоряжением министерства культуры региона памятник признали объектом культурного наследия.
– Мурманск – это город-порт. Потому символично, что отправной точкой акции «Всероссийский день заботы о памятниках истории и культуры» в рамках национального проекта «Культура» стал этот монумент, – добавил председатель регионального отделения ВОО ВООПИиК Кирилл Бобров. – Очень здорово, что наш порт, будучи градообразующим предприятием, всегда принимает активное участие в жизни Мурманска, реализации социальных проектов, общественных инициатив. Даже в такое пасмурное утро сотрудники предприятия приехали на субботник целыми семьями.
Одним из самых юных участников массовой уборки у монумента портовикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, стал пятилетний Антон Демченко. Улыбчивый мальчишка старательно помогал маме Владе, председателю Молодежного совета и активисту Волонтерского отряда АО «ММТП», рыхлить высокие сугробы лопатой, которая оказалась длиннее его на полголовы.
– Я всегда с мамой на такие события езжу, – заметил Антон. – Они точно интереснее мультиков. И в садике всегда есть что друзьям и воспитателям рассказать.
Не остались в стороне и ученики из мурманской гимназии № 8, где уже несколько лет работает транспортно-логистический класс, над которым шефствует наш торговый порт. Для них после субботника сотрудники музея АО «ММТП» провели экскурсию по аллее Портовиков, рассказали об истории предприятия, его героическом прошлом.
Напомним, в годы Великой Отечественной войны Мурманский морской торговый порт был одной из главных целей наступления немецко-фашистских захватчиков на Мурманском направлении. Его стремились захватить и уничтожить, чтобы прервать доставку грузов для фронта и тыла. В тот период ММТП обработал более двух миллионов тонн грузов, 103 портовика погибли на своем трудовом посту. Более 300 получили ранения. Многие были отмечены высокими государственными наградами. За время войны нашему порту трижды вручали переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны и десять раз – переходящее Красное знамя Наркомфлота.
Надежда ЛЕБЕДЕВА
Фото из архива АО «ММТП»
Для справки. АО «Национальная транспортная компания» (НТК) – Управляющая компания, объединяющая под управлением Мурманский морской торговый порт, «Дальтрансуголь» в Ванино, «Малый порт» в Находке, балкерные терминалы в Туапсе и Мурманске. Все порты специализируются на навалочных и генеральных массовых грузах – минудобрениях, руде, строительных материалах, угле и других. Ключевыми партнерами компании являются СУЭК, «ЕвроХим» и СГК. По размеру вагонного парка под управлением НТК занимает 4-е место среди крупнейших операторов РФ (3-е место по полувагонам). По суммарному объему перевозок железнодорожным транспортом, а это около 110 млн. тонн в 2020 году, НТК является крупнейшим клиентом РЖД с долей грузов СУЭК и «ЕвроХим» 80%. На предприятиях СУЭК, «ЕвроХим», СГК и НТК работают более 100 000 человек.