Владимир Зенченко считает, что был единственным ребенком в Мурманске, которому приходилось спать на деревянных стеллажах для ручной клади среди разнообразных чемоданов! Некоторые были в наклейках – города, женские лица. От чемоданов порой исходили запахи еды, фруктов, вагонной пыли. Мурманскому дошколенку это нравилось – словно бы он путешествовал с этими чемоданами по необъятным просторам СССР. Дело в том, что мама маленького романтика работала на железнодорожном вокзале и частенько, забрав его из детского сада, вела к себе на работу.
Еще одно из ярких воспоминаний мурманского детства – глава семейства Житковых, живущих по соседству: морской волк с пышными усами и в брезентовой зюйдвестке, портрет которого считается едва ли не самым популярным в мурманских исторических группах «ВКонтакте».
Погреться у печки
– Мне было от четырех до семи лет, когда мы жили на улице Северной по соседству с Житковыми. И их старшая дочь Нина играла со мной. Иногда приводила к себе домой. Не помню, как звали ее отца, но не обратить на него внимание было невозможно: пышные усы, тяжелая фигура, густейший бас. И сильно заметный шрам на нижней челюсти, по-видимому, с войны, – рассказал «Вечерке» Владимир Зенченко. – Ходил он в тельняшке. И, если не ошибаюсь, сильно хромал. Не помню, чтобы он смеялся, улыбался и был сильно приветлив. Больше молчалив или немногословен.
Семья Зенченко жила на сопке, где вокруг были хаотично разбросаны деревянные дома. У кого-то во дворе была свинья, у кого-то – коза. Пилить и рубить дрова, носить из колонки воду – это была будничная необходимость. Зато как приятно было погреться у печки и послушать треск горящих поленьев! Потом соседи Житковы переехали в новое жилье вроде бы на проспекте Героев-североморцев. И тут следы их теряются: по крайней мере Владимир Зенченко больше ни разу с ними не встречался и ничего о них не слышал. А в их дом, к слову, вселилась другая мурманская семья, в которой подрастала будущая солистка мурманской филармонии Роза Гиваргизова.
Возможно, публикация фотографии морского волка Житкова в «Вечерке» и воспоминания Владимира Зенченко помогут найти знакомых этого колоритного моряка, ставшего почти что символом советского портового города на макушке планеты, благодаря прекрасному характерному снимку. Мы будем благодарны горожанам за отклики.
Сотый садик
Как вспоминает Владимир Зенченко, его семья была достаточно типичной для Мурманска 50–60-х годов. Отец остался после службы на Северном флоте, мама приехала из Белоруссии.
– Я посещал детсад номер 100, который располагался на первом этаже дома напротив магазина «Рубин», мурманчане его так и называли – сотый садик, – рассказывает горожанин. – От дома до садика ходили пешком в любую погоду: мимо второй бани и мимо магазина игрушек «Тимур». А еще одно яркое воспоминание той поры – детская поликлиника в центре города, вроде бы тогда она располагалась на улице Карла Либкнехта. Там все стены были в рисунках и стоял в коридоре аквариум. Вот где я вертелся подолгу! Разноцветные рыбки привлекали внимание и взрослых, и детей, время летело незаметно!
Миссия приятна и почетна
В 2015 году, когда Владимир Зенченко выходил на пенсию, специалист Пенсионного фонда была приятно удивлена: в его трудовой книжке была всего одна запись – почти 35 лет трудового стажа в Мурманской городской телефонной сети. Оказалось, семь лет назад это было уже большой редкостью. И это еще что! Трудясь в Ростелекоме, Владимир Зенченко по вечерам 15 лет подрабатывал по совместительству в службе распространения и доставки «Вечерки». И так мы узнали о еще одной его ипостаси – литературного мастера пародий и автора ироничных стихов. Недаром же он, заканчивая 14-ю мурманскую школу на улице Папанина, сдал выпускной экзамен по литературе на пятерку с плюсом!
Впоследствии, женившись и уехав с супругой на берега Балтики, Владимир Зенченко признавался, что скучает по родному Мурманску и любимой «Вечерке». И на торжество по случаю 25-летия главной городской газеты написал такое стихотворение:
Миссия приятна и почетна.
Но расклад сегодняшний таков:
Поздравленье мурманской «Вечерке»
Нынче шлю с балтийских берегов.
Двадцать пять! Я искренне растроган.
Без конца страничками шурши,
Мой бесценный вдохновенья орган!
И частичка жизни и души!
Словом, не открою я секрета
И кого-то вряд ли удивлю.
Долгих лет, любимая газета!
Поздравляю! Помню! И люблю!
К слову, несколько ироничных стихотворений Владимир Зенченко написал, действительно вдохновившись статьями и заголовками ставшей родной газеты. Но и нам, и читателям «Вечернего Мурманска» больше всего запомнилась его юмористическая пародия на детскую песенку «В лесу родилась елочка», которую он, желая поднять горожанам настроение, подарил им в одном из новогодних выпусков «Вечерки».
В лесу родилась елочка (детская песенка)
С утра хожу с иголочки
Наряжен-разодет.
В лесу родилась елочка,
Узнал я из газет.
До моего прибытия
Там не пойдут дела.
Ведь как-никак событие!
Ель дочку родила.
И я под этой маркою
Быть дома не могу.
Набил мешок подарками
И по лесу бегу.
Тропинки запорошило,
Заснежило вконец.
Вдруг мыслью огорошило:
«Кто ж елочкин отец?!».
Присел. Грызу печенье.
Молчу. Чешу в носу.
Случались приключения
Различные в лесу.
Весной бывал на просеке,
Ходил дрова рубить...
Ну неужели все-таки?..
Да нет! Не может быть!
В какое-то мгновение
Был ко всему готов.
И в трепетном волнении
Я вышел из кустов.
Глядь, елочка зеленая,
Пригожая у пня.
И вовсе не похожая
Нисколько на меня.
Уняв сердцебиение,
Вздыхаю глубоко.
Другое настроение!
И на душе легко.
Устал дорогой долгою.
В кармане проездной.
Лошадка мохноногая,
Вези меня домой!
Шампанского, как лед, струя
В нос пузырьками бьет.
Нехитро рифмоплетствуя,
Встречаю Новый год...
Рифмы, обрывки фраз
Можно не сомневаться, что в душе Владимир Зенченко остается мурманчанином, и, как признается сам, рифмы, обрывки фраз, мелодии, образы крутятся у него в голове постоянно. Он может проснуться среди ночи и что-то написать. А иногда муза застает Владимира в дороге, например, в общественном транспорте, и во время остановок он тут же записывает на коленке стихи… В его творческом багаже – более трех сотен литературных пародий и ироничных стихов, большинство из которых опубликовано на литературном портале «Стихи.ru».
Он вспоминает, как в последние годы в Мурманске уходил из редакции «Вечерки» на Кольском проспекте, 9 позже всех и любил постоять в одиночку на крыльце. И там тоже рождались стихи.
А сейчас с большим удовольствием, как и многие горожане, в разные годы уехавшие из Мурманска в более теплые края, смотрит на старые снимки родного города – города своего детства, своей жизни.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из архива «Вечернего Мурманска» и группы «История Мурманска» в «ВК».