ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ

 

Похитителям дорогих авто не помогли даже суперсовременные электронные отмычки

 

В Мурманске на скамью подсудимых попали три автоугонщика. Почти полгода оперативники уголовного розыска пытались их задержать. Преступники так надежно заметали свои следы, что сыщики не могли найти даже похищенные авто. Автоворы ловко маскировалась,

но при этом каждый их выход «на дело» заканчивался результативно. Кроме последнего.

 

Жадность сгубила

 

Первое сообщение о дерзком угоне поступило в полицию в середине сентября 2017 года. Тогда была похищена припаркованная возле дома японская иномарка стоимостью почти два миллиона рублей. На автомобиле стояла современная сигнализация, но она почему-то «проспала» момент угона.

Этот случай не показался оперативникам чем-то из ряда вон выходящим. В Мурманске воры нередко уводят из-под носа невнимательных хозяев «железных коней». Дальнейшая судьба похищенных авто обычно зависит от того, какие цели преследовали преступники. Бывает, подвыпивший гражданин или компания подростков угоняют чужую машину, чтобы покататься или доехать до дома. Потом машину бросают в каком-нибудь дворе, где ее полиция находит буквально на следующий день. С юридической точки зрения в этом случае речь идет о «чистом» угоне. С похищенными машинами дела обстоят иначе. Их крадут или под заказ, или для продажи по поддельным документам либо чтобы потом реализовать по частям на авторынках.

Украденная в сентябре «японка» нигде так и не появилась. А через два месяца неизвестные увели еще одну японскую иномарку, немногим позже положили глаз уже на третью машину. Но в тот момент, когда попытались ее угнать, автоворов задержали с поличным.

 

По «Жигулям» не работали

 

Все угнанные «Тойоты» были одной очень престижной модели, отличалась только их модификации. И стоили они дорого – от 2 до почти 3 миллионов рублей. Все автомобили были в отличном техническом состоянии и принадлежали мурманчанам.

– Собственниками машин были два индивидуальных предпринимателя и госслужащий, – говорит следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Мурманской области подполковник юстиции Виталий Пронин. – Причем двух потерпевших похитители знали лично.

У сыщиков практически сразу появилась версия, что здесь орудуют опытные воры. Просто так такие дорогие машины и в таком количестве не угоняют. Наш город невелик, большинство престижных авто у всех на виду, так что незадачливые угонщики престижных авто достаточно быстро попадали в руки правоохранителей. А вот серийный угон в нашей области отмечен впервые.

Догадки оперов, что в Мурманске действовала новая организованная дерзкая преступная группировка, подтвердились. Все трое задержанных совершали кражи систематически. У них между собой даже роли были распределены. Один колдовал со специальным оборудованием над хитроумными сигнализациями, другой выправлял липовые документы для угнанной машины, третий искал регистрационные знаки и обеспечивал надежное укрытие похищенных авто.

 

Подход к делу

 

К выбору цели угонщики подходили тщательно, можно сказать, это было делом многоэтапным. Сначала выискивали подходящий автомобиль, выбирая лишь те, за рулем которых сидели или женщины, или мужчины в возрасте. Затем авто пробивали через Интернет: выясняли год выпуска, количество хозяев, другую важную информацию. Если все устраивало, начинали внимательно изучать образ жизни хозяев машины: когда приезжают, когда уезжают от дома, часто ли пользуются авто в нерабочее время. И через несколько дней под покровом темноты угоняли машину. Об этом владельцы узнавали лишь поутру, когда собирались на работу.

Как же удавалось обманывать хитроумную сигнализацию? Угонщики пользовались прибором, который в народе именуется «длинная рука». В Интернете такие продаются вполне легально. Их цена начинается от 800 тысяч рублей. Этот прибор имитирует штатные автомобильные ключи, позволяющее разблокировать дверные замки и произвести запуск двигателя машин, оснащенных системой бесключевого доступа. Кроме того, злоумышленники использовали постановщик заградительной радиопомехи, который блокирует устройства сотовой связи и навигационных систем. Иными словами, все посторонние манипуляции с машиной, от которых сигнализация должна была реветь во весь голос, были заблокированы радиоэлектронной завесой. Воры открывали двери машин, заводили их с пусковой кнопки и беспрепятственно уезжали с места преступления.

Угнанные машины надежно прятали в гаражах своих знакомых. На них никогда не ездили по городу, с них не снимали запчасти.

– Один из автомобилей преступники по поддельным документам смогли продать жителю соседней Карелии, – уточняет Виталий Юрьевич. – Другие не успели, автоугонщиков задержали.

 

Что скажет суд

 

Информацию об автоворах собирали по крупицам. Шаг за шагом складывался образ преступной группы. Сложные экспертизы помогли разобраться с механизмом работы изъятого у задержанных технического оборудования, кроме того, в угнанных машинах удалось отыскать несколько образцов генетических следов подозреваемых.

Задержанные – мурманчане 25–30 лет. Ранее к уголовной ответственности не привлекались, двое из них в ходе расследования признали свою вину и оказали активную помощь следствию. А организатор ОПГ свою вину и причастность к преступлениям отрицает.

Еще на предварительной стадии расследования задержанные полностью возместили ущерб пострадавшим. Действия обвиняемых по двум эпизодам квалифицированы как совершение кражи организованной группой в особо крупном размере, по третьему – как покушение на совершение данного преступления. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до десяти лет с дополнительным наказанием в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей.

В отношении одного из участников преступной группы уголовное дело было выделено в отдельное производство и направлено в суд ранее. В январе 2019 года приговором Октябрьского суда города Мурманска он осужден за совершение данных преступлений к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

 

По данным регионального Управления МВД, в Мурманской области в 2018 году зарегистрировано 148 случаев угона автотранспортных средств. В 45 случаях угоняли иномарки, в 98 – автомобили отечественного производства. В статистику также попали один угнанный тягач, один КамАз, один мотоцикл и два трактора. Девяносто пять преступлений удалось раскрыть. Раскрываемость таких преступлений в прошлом году составила 74,8 процента.

Считается, что первый в мире угон машины случился летом 1896 года, ровно через десять лет после изобретения автомобиля. У богатого жителя Парижа преступник увел автомобиль «Пежо». Его следы через несколько лет отыскались в Новом Свете. С тех пор на воровстве чужого автотранспорта вырос целый бизнес.

 

К ТЕМЕ

СТАЛЬ НАДЕЖНЕЙ

Что противопоставить угонщикам? Как показывает практика, полностью безопасность вашего авто не сможет гарантировать ни одна из современных электронных систем. Их разработчики и потенциальные «вскрывальщики» работают практически параллельно. Стоит на рынке появиться новой разработке, как буквально через месяц-другой следом появляется и отмычка к новинке. И так постоянно.

А что остается автовладельцам? Полагаться на случай? По мнению знатоков, весьма полезным может оказаться дублирование тонкой электронной сигнализации грубым механическим запором. Блокиратором руля автомобиля, например. Стальной захват устанавливается у всех на виду. Голыми руками его не откроешь, нужен ключ. Без него открыть можно лишь с ножовкой по металлу, что долго и громко. Этого больше всего и боятся угонщики. И они никогда не полезут в ту машину, угнать которую как можно быстрее не получится.

Но настоящий пример изобретательности автору пришлось увидеть в руках одного из оперативных работников мурманского уголовного розыска. Свой ключ от авто и брелок сигнализации он носит… в пустой упаковке из-под йогурта. Фокус в том, что внутренняя поверхность упаковки покрыта пищевой фольгой. Она играет роль барьера для радиоэлектронных лучей, напрочь блокирует любые сигналы на брелок. Таким ноу-хау человек уже пользуется не первый год. Пока смекалка его не подводила.

 

Валерий СЕРЕБРЯКОВ.

serebriakov@vmnews.ru

Фото предоставлено пресс-службой СУ СКР по Мурманской области и из открытых Интернет-источников.