Мурманчане Картушинские считают, что «Вечерка» у них единственная инстанция, куда они могут обратиться за реальной помощью. Главной городской газете доверяют не годы – десятилетия. И столько же лет ее выписывают: с самого первого номера. Обратиться в «Вечерку» супругов Лидию и Владимира Картушинских заставил случай, от которого на душе до сих пор гадкий осадок. А в семейном бюджете – недостача в 10 тысяч рублей.
День 24 июня и для Владимира Семеновича, и для Лидии Егоровны преподнес памятный урок. «Веру в мурманчан этот урок в нас, конечно, не пошатнул. Мы-то в Мурманске большую жизнь прожили, знаем, что хороших людей тут гораздо больше, чем плохих, – говорят Картушинские. – Но события этого дня запомним навсегда».
Непрошеные гости
«В тот день в нашей квартире прозвучал дверной звонок, – рассказала в письме в редакцию Лидия Егоровна. – «Кто?» – спрашиваю.
«Пустите, это профилактика окон», – ответили мне из-за двери. И мы с мужем, посовещавшись, все же решили пустить непрошеных гостей. В квартиру зашел молодой человек. Представился менеджером Костей, прошел по комнатам, достал какой-то флакончик, смазал чем-то ручки окон. И сообщил, что нам нужно менять на окнах резинки. Я спросила: «Сколько это будет стоить?». Костя ответил: «14 тысяч 500 рублей».
Тогда я обратилась уже к мужу. А нужно ли вообще менять эти резинки? Вроде на окна не жаловались. Муж сказал, что у него на это денег нет. Но тут вмешался Костя и объяснил: «Впереди зима, конечно, нужно менять!». Я постояла, подумала. И решилась отдать свою заначку в 10 тысяч рублей. «А остальное, – добавила я, – мы завтра с книжки снимем и отдадим». На этом и порешили. Отдала я Косте 10 тысяч.
Только Костя ушел, явились наши дети, которые почти каждый день нас проведывают. Очень ругали нас за этот поступок! Они не раз предупреждали, чтобы мы никого не пускали в квартиру. Сказали, что у нас отличные окна, они и за своими следят, и за нашими. И что никакой ремонт не нужен. Дети в эту фирму звонили, ругались.
А на другой день нам позвонил по телефону какой-то Павел. Сказал, чтобы готовили недостающие четыре с половиной тысячи рублей на руки, он за ними зайдет. Я ответила, что денег не дам. И от этой фирмы больше ни слуху ни духу. На память осталась только квитанция об оплате 10 тысяч рублей, которую нам выписал Костя. Эти деньги – моя заначка на две операции в больнице, я ее собирала 19 лет.
Вот такой с нами на старости лет случился казус. Нам по 82 года, в окнах мы действительно мало что понимаем. Понимаем только, что нас обманули. Нам самим эти деньги уже не вернуть. Очень хочу попросить любимую «Вечерку», которой верю много лет, разобраться в ситуации, получить деньги по этой квитанции и отдать их в детский дом, там они нужнее. С письмом высылаю расписку на 10 тысяч рублей, пусть они пойдут на благо».
Гадкий осадок
В семье мурманчан Картушинских сейчас вся жизнь крутится вокруг окон. Ну два симпатичных котяры Дэни и Тема, допустим, облюбовали квартирные окошки давно. А то как еще, не выходя из дома, устроить виртуальную охоту на дворовых птичек? Многочисленные горшечные цветы также давненько «прописались» на подоконниках. А еще в теплые летние дни супруги Картушинские любят открывать окна на ночь: весь палисадник под ними совместными усилиями засажен смородиной, малиной, чайной розой. Дышится легко!
Здесь с этим свыклись давно. Не могут свыкнуться только с гадким осадком, который остался после, так сказать, оконной профилактики.
В семейной пухлой папке с документами копии договора со сметой на оконный ремонт не нашлось. Картушинские говорят, что ее им попросту и не давали. Зато есть договора семилетней давности на изготовление и установку окон. Самое дорогое из них, согласно документам, обошлось в 14 тысяч 744 рубля. «И за профилактику с нас просили почти столько же!» – сокрушаются супруги и до сих пор не понимают, как поддались уговорам менеджера Кости. «Так он мне понравился, прямо свет в окошке! Так он с нами хорошо разговаривал! – добавляет Лидия Егоровна. – А вот поступил с нами плохо».
Дешевый ремонт
В фирме по ремонту окон «Уютный дом», телефон которой менеджер Костя оставил Картушинским, мне ответил его тезка, только представился руководителем.
Бодро отрапортовал: «А какие с нашей стороны могут быть мошеннические действия? Есть договор, в котором прописана строка о том, что предоплата не возвращается. И этот договор подписан заказчиками. Почему не возвращается предоплата? Потому что договором предполагается, что на эту сумму фирма закупит материалы для выполнения ремонтных работ.
От имени заказчиков нам звонила их дочь. Разговаривала эмоционально. А на самом деле нужно было приехать в наш офис и написать заявление на расторжение договора. В этом случае можно не доплачивать оставшуюся сумму в 4 тысячи 500 рублей. А на сумму предоплаты в 10 тысяч рублей наши сотрудники проведут ремонтные работы, которые смогут уложиться в эту смету».
Руководителя Константина, мне показалось, не смутило то, что 82-летняя женщина много лет собирала эти деньги себе на операции.
«Да написать в письме в газету можно все, что угодно! – недвусмысленно дал он понять, что эта тема для него абсолютно неинтересна.
– Де-юре есть подписанный договор, о чем еще говорить?».
«А если не де-юре, а по совести?» – предложила я.
«Я буду говорить только с точки зрения бизнеса, – расставил точки над «i» Константин. – Деньги находятся в обороте, мы их вернуть не можем, мы на них купили стройматериалы и фурнитуру».
Душа-люди
Положа руку на сердце, Картушинские едва ли верят, что работники «оконной» фирмы вдруг устыдятся и вернут 10 тысяч рублей, которые взяли в качестве предоплаты, не выполнив никаких работ. Однако Лидия Егоровна говорит, что если чудо вдруг произойдет, то хотела бы через «Вечерку» передать эти деньги детскому дому: «Операции, на которые я скопила 10 тысяч, мне, спасибо, сделали бесплатно в медсанчасти «Севрыба». А вот скопленные деньги я хотела бы передать обездоленным ребятишкам, тем более что сама ни один год отработала швеей в четвертом мурманском детском доме».
Ей ли не знать, кто в первую очередь нуждается в помощи? Рассказывает, брала к себе в гости двух девчонок – Оксанку да Светку. У Оксаны мама была в заключении – убила мужа утюгом, получила пять лет. А Свету с братом тянула одна бабушка, сил не хватало, внучку пришлось отдать в детский дом. «Приходили к нам с ночевкой, и нам с мужем веселее было, свои-то дети к тому времени выросли», – вспоминает Лидия Егоровна.
Ей, бывшей заведующей складом «Севрыбсбыта», после развала предприятия в 1995-м, где только не пришлось трудиться! И нянчилась с детьми по домам, и уборщицей в аптеке, и дворником на улице Крупской. «Хорошо платили, – говорит. – Семь тысяч рублей за один подъезд. За два – пятнадцать». И добавляет: «И везде люди такие хорошие были! Душа-люди. Мне везет на людей!».
Игра на доверии
Картушинские говорят, что их долго бог берег. С работниками такой фирмы они столкнулись впервые. А ведь еще несколько лет назад Мурманск уже переживал бум назойливых «специалистов» по ремонту окон. Они звонили по мобильным и домашним телефонам, навязывая услуги. Квадратно-гнездовым способом засевали почтовые ящики в подъездах объявлениями с предложениями о профилактике стеклопакетов. Ходили по квартирам. И вот снова волна. А то и цунами. Ведь «специалисты» стали еще и ходить по квартирам.
Вчера Лидии Егоровне позвонила очередная «оконная» фирма. «Вы у нас на гарантии, – сообщил голос в телефонной трубке. – Готовьтесь, придем ремонтировать ваши окна. Диагностика – за счет фирмы, бесплатно».
Фирм таких сейчас – как песка на пляже. Их сотрудники знают, как играть на доверии пожилых людей. И как оформить договор на оказание услуг, в котором почти невозможно прочитать мелкий шрифт. Пенсионеры подписывают его, даже не глядя! А в самом тексте скрывается еще одна хитрость: пункт об отказе от услуг компании со ссылкой на статью 32 Закона «О защите прав потребителей». Эта статья говорит о том, что клиент имеет право отказаться от услуг компании только при условии оплаты понесенных фирмой расходов, связанных с исполнением обязательств по договору. И именно ссылаясь на этот пункт договора, руководство компаний по ремонту окон отказывает в возврате предоплаты, обогащаясь за счет доверчивых стариков.
К ТЕМЕ
Обманные схемы
Разумеется, большинство компаний по установке окон добросовестно делают свою работу и действуют по закону. Но на этом рынке немало и мошеннических фирм. И аудитория – это доверчивые женщины, пенсионеры, одинокие люди в возрасте, которые не имеют доступа к Интернету. Запомните: «оконные» компании не звонят по телефону и не предлагают провести бесплатную профилактику окон. И ни в какую программу, будь то городская, региональная или какая другая, профилактика окон не входит. Не забывайте, что почти во всех случаях окна не требуют такого ремонта, на который вас пытаются уговорить. Все, что хотят назойливые «специалисты», – это заработать на вас.
Мошеннических схем в этой сфере немало. К примеру, все чаще сотрудники фирм-обманщиков звонят, представляясь работниками социальных служб или Пенсионного фонда, и предлагают субсидию на ремонт или установку нового пластикового окна. И тут же, прямо не отходя от кассы, по телефону попросят продиктовать номер банковской карты. Большой процент пенсионеров ведется на это и диктует номер. Все деньги с карты снимаются, и в итоге ни окон, ни субсидии – ничего. И самое ужасное, что сделать с этим ничего нельзя. Не поможет ни заявление в полицию, ни гневные письма в банк. Потому что схема устроена так хитро, что, по сути, пенсионеры сами, своими собственными руками переводят мошенникам деньги.
Самое лучшее в этой ситуации – сразу повесить трубку, потому что в большинстве случаев такие звонки – обман.
И, разумеется, никогда и ни при каких обстоятельствах не открывайте таким «специалистам» дверь. Навсегда запомните – это угроза лишиться своих сбережений, которые будет нельзя вернуть.
Анжелика КОВАЛЕВА.
kovaleva@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.