Пять месяцев заполярные оперативники уголовного розыска пытались выйти на след дерзких и неуловимых автоугонщиков. Те действовали скрытно, но каждый раз результативно. И долгое время правоохранители не могли найти ни воров, ни похищенные автомобили.
Первая серия
На счету преступников пять угнанных крутых автомобилей. Уже после сообщений о первых из них у сыщиков появились подозрения, что на этот раз искать придется серьезных воров, отлично разбирающихся в машинах. Судите сами: интерес шайки был прикован лишь к одной модели очень известной японской марки. В дальнейшем все так и вышло: все украденные внедорожники сошли с одного конвейера. Их средняя цена в нашей стране достигает двух миллионов рублей. Случайно такие машины не угоняют.
– В нашей области это первый случай серийного воровства таких дорогих автомобилей, – говорит начальник отдела по борьбе с имущественными преступлениями Управления уголовного розыска УМВД России по Мурманской области майор полиции Андрей Магеря. – Единичные угоны случались, но их быстро раскрывали. На этот раз речь шла именно о хищениях автомобилей.
Между угоном и хищением транспортного средства есть разница. В первом случае речь идет о ситуации, когда подвыпивший гражданин или компания подростков угоняет чужую машину лишь для того, чтобы покататься или доехать до дома. Потом машины бросают где придется, и полиция находит их буквально на следующий день. С похищенными машинами поступают иначе. Их крадут или под чей-то заказ, или продают по поддельным документам за полцены, или безжалостно разбирают на запчасти, которые потом сбывают на авторынках.
Как планировали угонщики поступить с крадеными «японками», пока не известно. Следствие только в самом начале пути. И подозреваемым будет что рассказать. Трое из них уже задержаны и находятся в изоляции. Четвертому подельнику удалось избежать ареста, он ударился в бега. Его объявили в федеральный розыск. Все четверо – жители Заполярья 25–35 лет. На момент преступления все были безработными.
– В ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий нам удалось выйти на след подозреваемых, – продолжает Андрей Андреевич. – Информация о предполагаемых угонщиках собиралась по крупицам.
Оперативники работали в тесном контакте с коллегами из других отделов. По штрихам вырисовывался образ преступной группы, становились понятными их вероятные будущие шаги. Одним словом, удалось в итоге сыграть на опережение. Во время попытки очередного угона двоих задержали прямо на месте преступления. От них потянулись ниточки и к двум другим участникам преступной группы.
Вижу цель
К каждому угону злоумышленники готовились тщательно и основательно. В городе присматривали подходящие машины. Но выбирали лишь те, за рулем которых сидели или женщины, или мужчины в возрасте. Потом по открытым базам данных в Интернете выясняли всю «историю» автомобилей: год выпуска, количество хозяев, другую информацию об авто. Затем начинали готовить «операцию» и через некоторое время под покровом темноты появлялись возле машины снова. Но не с пустыми руками, а со специальной электронной техникой, которая помогала открыть и угнать машину. Простому автоворишке такая «игрушка» не по зубам. Ее цена в Интернете начинается от 800 тысяч рублей.
– Такие автомобили очень тяжело вскрыть и угнать: там стоят штатные системы сигнализации, – говорит Андрей Магеря. – Злоумышленники пользовались устройством, которое в народе называется «длинная рука». Оно позволяет считывать со смарт-ключа автокод и через себя же подавать его к автомобилю.
В итоге воры открывали двери машин, заводили их с пусковой кнопки и беспрепятственно уезжали в места преступления. Украденные автомобили надежно прятали. На них не ездили по городу, с них не снимали запчасти. По всей вероятности, воры планировали продать их по поддельным документам. В криминальных кругах такая схема существует уже не первый год. Но используют ее все больше в крупных и столичных городах. В Мурманске правоохранители с таким пока что не сталкивались.
– Зато бывали случаи, когда к нам из центральных областей приезжали подобные дорогие угнанные автомобили с поддельными документами, – отмечает собеседник. – Тут мы их и задерживали.
Сейчас все пять похищенных авто найдены. В отношении угонщиков возбуждены уголовные дела по статье «Кража». Все они объединены в одно производство.
Надежней электроники
Самый первый в мире угон автомобиля был совершен 8 июня 1896 года. То есть спустя почти 10 лет с момента «рождения» самого автомобиля. Некий барон Жюльен, проживавший в Париже, имел собственный гараж, в котором и находилось похищенное авто марки «Пежо». По дошедшим до нас полицейским сведениям, машину умыкнул механик уважаемого француза. И вместе с ней исчез сам. А дальше следы пропажи теряются в истории. Говорили, что ее нашли в Америке уже у нового владельца. С тех пор воровство чужих авто стало доходным бизнесом. И мы в этом плане – не исключение.
Статистика угонов в 2017 году в России такова. Всего в стране похищено 13700 автотранспортных средств. Основная часть среди них – легковые машины. В нашей области, по статданным полиции, в прошлом году воры увели у автовладельцев 129 транспортных средств. Годом раньше украденного было больше – 158. А например, в 2007 году в области был зарегистрирован 491 угон. Так что машины теперь крадут реже. Причин тому несколько: от расширения рынка новых доступных авто до усиления борьбы с автоворами.
Львиная доля угонов – забава пьяной молодежи. Разгоряченные алкоголем парни покатаются на чужом авто и затем бросают его в ближайшем дворе. Обычно их добычей становятся автомобили российского производства. Все объясняется просто. На большинстве этих машин отсутствует хоть какая-то противоугонная система. А открыть дверь салона по силам даже школьнику. На современных моделях «противоугонка» уже стала непременной деталью. Но до нужного качества охраны ей пока что далеко.
Моделей, которые не угоняют вообще, не существует. Даже на военную технику, как это произошло недавно в Апатитах, у кого-то глаз обязательно загорится.
Хваленые японские автомобили известной фирмы тоже в почете у угонщиков. Те нашли уязвимые места в современных системах сигнализации и научились вскрывать запертые авто буквально за минуты. Любые попытки создать хитрые электронные преграды заканчиваются тем, что почти сразу на рынке появляются новые приспособления для их нейтрализации. Так что и навороченная суперсигнализация не дает гарантии от угона на все сто процентов. Куда надежней, по мнению нашего собеседника, работу таких систем дублировать механическим приспособлением для блокировки руля автомобиля или педалей. Стальной захват находится у всех на виду. Чтобы его разблокировать, нужен ключ. Иначе с ним можно справиться только с помощью ножовки по металлу. И то получится не сразу, потребуется время. Его-то как раз у любого угонщика всегда в обрез. Поэтому он лучше пройдет мимо вашего авто и поищет другое, с которым не придется долго возиться.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
serebriakov@vmnews.ru
Фото пресс-службы УМВД по Мурманской области и открытых Интернет-источников.