«Саша, не забудь несколько раз пройти по остановке троллейбуса на Радищева, чтобы там все было чисто!» – слышится в здании участка по обслуживанию Октябрьского округа муниципального учреждения «Управление дорожного хозяйства» (УДХ). Заместитель начальника учреждения Галина Бальбус объясняет работникам план действий на день: где нужно посыпать дорогу, куда отправить один грейдер, а куда – целую колонну, какой участок необходимо почистить особенно тщательно. Работы хватает – несмотря на то, что этой зимой в Мурманске не бушуют снегопады, выпавший снег мешает автомобилям и пешеходам. Задание дано, пора выезжать на улицы областного центра.
Утро пятницы
Вместе с водителем Сергеем Липниным мы едем на подметально-уборочной машине в составе колонны из пяти автомобилей. Главная задача – очистить проспект Ленина, конечную остановку троллейбуса № 3 на улице Радищева, улицы Книповича и Карла Маркса. По словам Галины Бальбус, мы выбрали для съемки самое подходящее время. Утро пятницы – горячая пора для работников УДХ: ведь уже днем в Мурманск приедут жители области за покупками в гипермаркеты, и количество машин на дорогах увеличится в разы. Благодаря тому, что уборку главных магистралей города в основном выполняет колонна коммунально-дорожной техники, удается быстро и тщательно очистить дорогу от снежной каши и наледи.
Во время нашей поездки мурманские водители вели себя аккуратно и не препятствовали движению уборочных машин. Правда, находились водители, которые подрезали проезжающие Камазы и сигналили им. Но таких грубиянов было немного.
Особенно поразило то, что, стараясь сделать качественную очистку, водители снегоуборочников проезжали буквально в нескольких сантиметрах от припаркованных машин. А иначе как сделаешь хорошую уборку? Авто таких нерадивых хозяев очень мешают! На проспекте Кирова подметальная машина с ювелирной точностью прошла мимо «Тойоты», которую хозяин бросил почти на середине проезжей части.
– Каждый раз переживаешь, не заденешь ли чужой автомобиль, ведь после этого будут серьезные судебные разбирательства, – опережает мой возмущенный вопрос о нахально брошенных на проезжей части автомобилях Сергей Липнин. – Но, с другой стороны, выхода нет. Если не убрать снег как можно ближе к обочине, он скопится и со временем опять разлетится по всей дороге! Все наши усилия пойдут насмарку.
Кстати, можно не удивляться, если в числе первых возмущаться плохо убранными дорогами начинают именно хозяева оставленных на дорогах и тротуарах машин.
Хамство переходит границы
Наглецам плевать на то, что их припаркованные на тротуарах и дорогах автомобили – головная боль работников УДХ. И что подробное расписание круглосуточных уборок постоянно размещается в газете и на сайте «Вечернего Мурманска», а также на сайте администрации города Мурманска. Горе-автолюбители не спешат убирать свои машины. Вместо этого в социальных сетях некоторые из них предпочитают выкладывать фотографии дорог, утопающих в снегу, и писать гневные комментарии к ним.
– Многие автомобилисты понимают, что им необходимо убрать машину с дороги всего лишь на один вечер, – подчеркивает директор УДХ Станислав Ланин. – А некоторые принципиально создают помехи для уборки. Даже сотрудников ГИБДД приходится вызывать. Но водители не реагируют на телефонные звонки. И вот только когда ставишь машину на эвакуатор, они тут же выбегают из дома и начинают кричать на рабочих! Причем эта ситуация не меняется годами.
Станислав Борисович подчеркнул, что качественная уборка зависит и от работы управляющих компаний. Пока во дворах царит чистота, горожане размещают свои машины там. Но как только двор засыпает снегом, водители начинают пристраивать свои авто на дороге. А из-за этого ее невозможно качественно убрать.
Порой хамство автолюбителей переходит все границы. Водители даже налетают на работников учреждения с кулаками, лезут в драку, защищая свое парковочное место.
Незаконные парковки
Руководство УДХ старается разработать удобные для всех графики и способы очистки городских дорог от снега. И графики размещают, и листовки на стекла машин кладут за день до уборки. Но только единственный метод приносит свои плоды – физическое ограничение.
– За шесть часов до начала работ мы устанавливаем информационные щиты, которые предупреждают, когда на той или иной территории будет производиться уборка, и запрещают парковку на дорогах общего пользования. Если водители реагируют на эти предупреждения, то нам удается вычистить улицы как следует, – отмечает Станислав Ланин.
Очистка дорог столицы Кольского Заполярья от снега и наледи происходит круглосуточно. Днем на улицах Мурманска работает около 90 единиц техники, а в ночную смену выходит до 80 тракторов, грейдеров и фронтальных погрузчиков.
Коммунально-дорожной технике приходится возвращаться по нескольку раз на одни и те же улицы, чтобы уловить момент, когда автолюбители еще не успели припарковаться в любимом месте. Самыми проблемными зонами уборки в областном центре являются улицы Александрова, Беринга, Зои Космодемьянской, Щербакова и Карла Либкнехта (от улицы Челюскинцев в сторону проспекта Ленина), Ледокольный проезд. А на улицах Володарского, Октябрьской, проездах Рыбном и Флотском порой убраться и вовсе не получается – там все машины паркуются исключительно на проезжей части.
Проблема противостояния автолюбителей и «Управления дорожного хозяйства» остается актуальной много лет. Хотя, казалось бы, для того чтобы ее разрешить, нужно так мало: уважать интересы тех, кто живет в одном городе с вами, – только и всего.
Дарья ПУТИНЦЕВА. putintseva@vmnews.ru
Фото Дмитрия САЯПИНА.