С начала отопительного сезона в Мурманске прошел месяц. Примерно столько времени нужно на окончательную регулировку всего процесса. Однако уже в первые дни после запуска отопления северяне традиционно начали обрывать телефоны аварийных служб и жаловаться на холодные батареи. Государственная жилищная инспекция Мурманской области (ГЖИ) сразу открыла свою «горячую линию». О том, какие УК плохо подготовились к зиме, наказали ли их за это и как инспекция строила работу с отстающими, журналист «Вечернего Мурманска» поговорила с руководителем ведомства Аленой Кузнецовой.
Кадровый голод
– Как вы оцениваете подготовку УК к нынешнему отопительному сезону?
– Каждый год есть разные антилидеры. Часто это связано с конкретными ситуациями – смена руководителя управляющей компании, заметно возросший жилфонд, на котором она работает. В этом году основные проблемные компании – «МУ ЖСК», «Севжилсервис», «ЖЭК», «МГК». По двум последним было много повторных жалоб. Они за год резко ухудшили работу. Но справедливости ради нужно сказать, что «ЖЭК» и «МГК» обслуживают много проблемных домов – «сталинок» с большим количеством перепланировок.
В прошлом году много сложностей в начале отопительного сезона было в Больничном городке, там шли большие ремонты сетей. И отопление не подавалось. И в этой ситуации ГЖИ ничего не могла сделать. В нынешнем году ситуация уже получше. Есть проблемы на магистральных сетях, но не в таком объеме.
Традиционно возникают трудности с бывшей военной котельной Заозерска. Этот год – не исключение. Оттуда поступило огромное количество обращений. Мы указали муниципалитету лучше информировать граждан. Была проблема с котельной в Минькино, она была поздно запущена – 22 сентября.
– Жалобы на холодные трубы повторяются из года в год. Проблема с запуском отопления носит системный характер?
– Отопительный сезон всегда начинается проблемно. Что бы мы ни делали, где-то месяц идет настройка. При полном запуске отопления могут быть порывы на сетях или не запускаться стояки из-за перепланировок. Есть трудности с доступом в квартиры. Например, чтобы спустить воздушные пробки в пятиэтажках, надо попасть в квартиры последнего этажа.
Играет свою роль и нехватка специалистов в УК. Сейчас в регионе нет строительных вузов. Подготовку кадров в сфере ЖКХ ведет только один колледж. И эта проблема касается всей страны. Обороты в отрасли составляют несколько триллионов рублей в год, а профессиональной подготовки кадров нет. Сейчас на федеральном уровне идет работа в этом направлении.
Кроме того, в этой сфере небольшие зарплаты. Ставку платы за содержание и ремонт устанавливают жители. Если тарифы за коммунальные услуги каждый год индексируются региональным правительством, то УК должна любое повышение согласовывать с собственниками. В Мурманске есть дома, где 10 лет не менялся тариф на содержание и ремонт. Были даже случаи понижения тарифа. В таком случае и качества ждать не стоит, ведь все растет в цене – топливо, материалы, оборудование.
Работать сообща
– Помогают ли вам в вашей работе муниципалитеты?
– В период запуска отопления мы работаем без выходных и праздников, несмотря на то, что ГЖИ – это надзорный орган, а не диспетчерская служба. Но очень активно взаимодействуем со всеми муниципалитетами. Начиная с зимних комиссий, сбора информации о подписанных паспортах готовности к зиме.
Администрация Мурманска традиционно активно нам помогает. Мы с городскими властями фактически в ручном режиме сверяем информацию: какие дома не совсем готовы, есть ли перспективы получения паспорта. Встречаемся на нашей площадке, на территории города совместно с управляющими компаниями, чтобы дать им задания, установить сроки, проконтролировать.
В этом году, в частности, с городом контролировали запуск отопления в доме № 8 на улице Пономарева. Там пришлось сливать систему три раза.
Смириться с неизбежным
– Часто конкретные квартиры остаются без отопления из-за перепланировок. Насколько остро сейчас стоит этот вопрос?
– Существует такая проблема не только в плане отопления. Жалуются в основном соседи из-за грохота отбойных молотков и большого количества строительного мусора.
Сейчас много говорят о перепланировках в федеральных СМИ. Это правильно. К сожалению, в России были случаи, когда падали целые дома из-за того, что на первых этажах и в цокольных помещениях сносили стены. В панельных домах все стены – железобетонные несущие конструкции. Их не то что сносить, в них проемы делать нельзя.
Раньше некоторые муниципалитеты области разрешали делать перепланировки в панельных домах. Сейчас мы достигли взаимопонимания по этому вопросу, чтобы не случилось беды.
– Проблемно ли в таких случаях попасть в квартиры, где идет ремонт?
– Приходится ходить в суд. Но практика хорошая – стопроцентное решение о допуске инспекторов в квартиру. Правда, это длительный процесс. За это время недобросовестный житель может снести все стены, а восстановить железобетонную конструкцию и все ее характеристики невозможно. Надо рассчитывать швеллеры, ставить усиление помимо кирпичей. Но в любом случае придется вернуть все в первоначальное состояние, что несет для владельца квартиры двойные затраты.
– Из тех перепланировок, что вы проверяли, много ли незаконных?
– В последнее время незаконных перепланировок стало меньше. Хотя такое тоже бывает. Направляем информацию в муниципалитет, чтобы человек не смог задним числом узаконить переделку.
Бывают и курьезные случаи. Так, в прошлом году на проспекте Ленина, 80 пятый этаж провалился к четвертому. До ремонта жалоб не было. Приехав с проверкой, мы очень удивились. Собственники двух квартир площадью по 100 квадратных метров друг над другом одинаково снесли все стены, в итоге деревянные перекрытия не выдержали. Хорошо, что никто не пострадал. Мы все учим физику в школе, но до сих пор многие не связывают ее законы с реальной жизнью.
– Что же делать тем, кому не нравится стандартная планировка квартир?
– Если не нравится планировка, лучше поменяйте квартиру. В многоквартирном доме каждый должен смириться с проектировкой. То же самое можно сказать про электроотопление, переделку змеевиков. Часто трубы в комнате зашивают, образуется эффект сауны, они начинают гнить в десять раз быстрее, а потом рвутся. Красивее не значит лучше. Трубы должны находиться на открытом пространстве.
В режиме реального времени
– Проводили ли вы за этот месяц проверки по жалобам на отсутствие отопления?
– Теоретически должно быть так: поступила жалоба, мы выезжаем, измеряем температуру. Но в первый месяц выезжать бессмысленно. Как только запустили в Мурманске отопление, в городе традиционно потеплело. Когда на улице 10–11 градусов выше ноля, бессмысленно замерять температуру в квартирах. Там не будет меньше 18 градусов.
Сейчас люди начинают понимать, что систему отопления нельзя запустить одной кнопкой. Каждый дом – это сложная система. В домах, что ближе к ТЭЦ, – теплее, в тех, что дальше, – холоднее. Нужен организационный период, чтобы все настроить.
Иногда после запуска отопления некоторые горожане просят выставить температуру поменьше, чтобы не было так жарко в квартирах. Но так делать нельзя, потому что есть определенная минимальная температура от ТЭЦ и определенное давление в системе. Если посмотреть температуру на выходе с ТЭЦ, то в одних домах будет комфортная температура, а в других – холодно.
– Как вы строите работу с управляющими компаниями в этот сложный период?
– Сначала работа строилась так: полдня принимали заявки, затем делали рассылку по УК, и так же во второй половине дня. С 12 по 22 сентября мы неоднократно встречались с управляющими компаниями, но это не дало результатов, поэтому самые проблемные из них мы пригласили работать в нашей приемной. Стали отдавать им жалобы в режиме реального времени, и они начали при нас отрабатывать их вместе со своими аварийно-диспетчерскими службами. Это привело к тому, что с 25 по 29 сентября мы снизили количество звонков в пять раз и практически полностью ликвидировали повторные заявки.
Делим ответственность
– Как вы справляетесь с таким объемом работы?
– Отпускной сезон у нас прерывается на момент запуска отопления. Все сотрудники находятся на местах. Количество жалоб большое, но чаще всего жалуются на отсутствие отопления в каком-то конкретном стояке, даже в конкретной квартире, а не во всем доме в целом. Обычно принимает звонки приемная по обращениям граждан. На старте отопительного сезона на «горячей линии» сидят все инспекторы, даже те, кто этими вопросами не занимается. В каждом отделе свой график дежурств.
Есть нехватка выездных инспекторов. У нас на 8 тысяч домов работают 7 человек. Но мы не хотим завязывать всех работников на проверки: пока мы доедем, отопление может уже появиться.
Мы подсчитали, что в среднем наш выездной инспектор перерабатывает от 4 до 5 часов в день. Это не только во время работы «горячей линии» по отоплению, а вообще постоянно. К тому же почти все сотрудники выходят работать в выходные.
Ситуация усугубляется каждый год. Главный жилищный инспектор Андрей Чибис настолько рекламирует нас, что ГЖИ стала у населения какой-то панацеей. Количество обращений только увеличивается. Многие приходят не с жалобами, а за консультацией. Часто бывают обращения по темам, которые нас не касаются, – жалобы на мусор, нечищенные дороги, неработающие светофоры и наружное освещение, сугробы во дворах. Такие обращения мы пересылаем в муниципалитеты. У нас 40 муниципальных жилищных инспекторов. И это их зона ответственности.
В зоне доступа
– Сколько времени проходит от момента поступления жалобы до проведения проверки?
– В зависимости от загрузки и срочности ситуации от недели до трех. До трех, если по области. У нас нет инспекторов на юге региона. Это экономически очень сложно. Право подписи есть только у меня и заместителей, а значит, надо организовывать целую службу с заместителем и приемной.
Проверки по области часто компонуем. В Кандалакшу и Умбу инспектор выезжает с ночевками, чтобы 4 часа не уходили в пустую. Съездить туда-обратно – уже рабочий день. Если ситуация срочная, а у нас нет возможности выехать, просим муниципалитет помочь, а потом дальше на детальные проверки выезжаем сами.
– Вы предупреждаете УК о проверках?
– Мы можем выехать без предупреждения, но тогда на месте никого не встретим. Мы не можем работать без участия лица, которого мы проверяем. В большинстве случаев нужны ключи от подвала, от чердака, нужен доступ в квартиру. УК обеспечивает этот доступ. К тому же нам надо получить пояснения управляющей организации и подпись представителя.
Штраф – не главное
– Как вы наказываете УК за нарушения?
– Штрафуем. Но это самые крайние меры, так как штрафы очень большие: от 150 до 250 тысяч рублей. Мы понимаем, что никаких других средств, кроме денег жильцов, у УК нет.
Мы активно штрафуем должностных лиц – директоров. Но здесь есть тонкая грань. Если сильно наказывать руководителя, не факт, что потом найдется желающий стать директором УК.
Если понимаем, что УК не проблемная, активно работает на фонде, то выезжаем на проверку и выдаем предписание. Если оно не выполняется, направляем документы в мировой суд. Он штрафует компанию. Тут же выдаем второе предписание. Если ситуация не меняется, идем в суд за принуждением исполнения нашего предписания. Кстати, штраф за неисполнение предписания немалый – 200 тысяч рублей. Это сравнимо со сбором с очень большого девятиэтажного дома за месяц.
– Часто ли управляющие компании оспаривают ваши решения в суде?
– Предписания оспариваются редко, мы отработали систему. Практически всегда выигрываем в суде. А вот штрафы обжалуются почти всегда. Штрафы настолько высокие, что суды в большинстве случаев снижают сумму минимум в два раза. Но мы за суммой штрафов не гонимся. Для нас главное – устранить проблему.
Ситуацию не бросаем никогда, за исключением случаев, когда нам отказывает суд. Такое тоже бывает. Суд считает, что за защитой своих прав должны обращаться жители. А мы не представители жильцов, мы надзорный орган. Именно поэтому суды давно не дают нам оспаривать протоколы общих собраний, потому что наши интересы не затронуты. А согласно Жилищному кодексу оспаривать протокол вправе только собственник, который не участвовал в собрании либо голосовал против. Но на такие жалобы мы реагируем, отправляем информацию в органы МВД.
Жалоба по порядку
– Как правильно обратиться в ГЖИ?
– Мы не рассматриваем анонимные жалобы – только персонифицированные. Можно принести заявление в приемную (улица Карла Маркса, 18, 1-й этаж, 108 кабинет с 9.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья, перерыв с 13.00 до 14.00) или написать письмо. Главное – указать свой полный адрес, ФИО и желательно телефон для связи.
Еще один вариант, который пользуется популярностью, – обратиться через сайт госуслуг, систему ГИС ЖКХ.
Кроме того, один раз в месяц проходят личные приемы руководителя и заместителей ГЖИ в здании правительства Мурманской области (проспект Ленина, 75, 3-й подъезд) по предварительной записи по телефону 48-67-17. Также каждую пятницу с 14.00 до 16.00 можно обратиться в ГЖИ по адресу: улица Карла Маркса, 18 по предварительной записи по телефону 48-65-44.
Мы можем проводить проверку только по жалобе человека, права которого нарушены. Мы не вправе, например, проверить текущий стояк в квартире ваших соседей, если они сами не обратились к нам.
Лучше обращаться письменно – это быстрее. Бывает, что люди по разным причинам долго не могут попасть на прием, а потом на встрече выясняется, что им нужна консультация по субсидии или предоставлению жилья. А это вообще не к нам. А на письменное обращение мы бы быстро ответили, что нужно идти в другие инстанции.
Мы отрабатываем и устные, и письменные жалобы. Нашу работу каждые 2–3 месяца проверяет прокуратура, мы не оставляем ничего без ответа.
Нармина ГЕЙБАТОВА.
geibatova@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.
В последнее время все большее количество хозяев частных домов переходят на отопление при помощи котлов. Если вас интересует ремонт газового котла, тогда вы можете обратиться в компанию КлиматСервисДон. К вашим услугам также подбор, поставка, монтаж, ремонт котлов отопления по самым выгодным ценам. Грамотные специалисты легко смогут реализовать все ваши желания в сфере инженерных коммуникаций.
Реклама.