Жильцы 47 домов Мурманска и Североморска получили квитанции на оплату установки общедомовых приборов учета теплоэнергии. Причем суммы, которые нужно оплатить людям, немалые. Так, каждой квартире в доме № 19 на улице Лобова предлагается отдать в среднем по 5 тысяч рублей. Многие предположили, что эти квитанции прислали какие-то мошенники. Так надо ли их оплачивать, и если надо, то можно ли это сделать в рассрочку? В вопросе разбирались журналисты «Вечерки».
А был ли сюрприз?
Как выяснилось, счетчики смонтировали и ввели в эксплуатацию специалисты АО «МЭС», исполняя Федеральный закон «Об энергосбережении». Напомним, что эти приборы должны были установить сами собственники еще несколько лет назад, но так как многие свою обязанность проигнорировали, закон предписал сделать это ресурсоснабжающим организациям.
Но за работы и сам счетчик все равно должны платить собственники многоквартирного дома. Когда квитанции пришли жильцам, которые пользуются услугами УК «Севжилсервис», в самой компании очень удивились. В группе УК в одной из социальных сетей указано, что в самой компании не в курсе, что это за платежки.
– Управляющая организация не могла не знать о работах: ее представители согласно всем правилам присутствовали во время процедуры ввода приборов в эксплуатацию и лично подписывались в каждом акте, – сообщили в пресс-службе АО «МЭС». – Содержание общедомового имущества, которым и является теплосчетчик, теперь обязанность управляющей компании, новые затраты она имеет право включить в тариф, утвердив его повышение на общедомовом собрании.
Если управляющая компания до сих пор не уведомила жителей о том, что в их доме установлен и начал работу общедомовый прибор учета, а также не рекомендовала им обратиться по вопросам «подозрительных» квитанций в АО «МЭС», сообщаем телефон для справок 8-800-250-88-51. Это номер call-центра АО «МЭС» (бесплатный звонок для всех жителей области).
Сразу или частями
Суммы в квитанциях за установку различны и зависят от нескольких составляющих: стоимости самого прибора, площади дома и площади конкретной квартиры. В среднем сумма, которая пришлась на один метр квадратный, – порядка 100 рублей. Возместить расходы на установку приборов учета теплоснабжающей компании собственники обязаны в рамках Федерального закона № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении».
Однако у них есть выбор: оплатить всю сумму сразу либо частями. Максимальный срок рассрочки, возможный в этом случае по закону, – пять лет. В этом случае общий платеж увеличится с учетом применения ставки рефинансирования, однако ежемесячные суммы за установку в квитанции будут очень низкими – в среднем 1–3 рубля на квадратный метр. Чтобы сообщить о выбранном способе, не нужно писать каких-либо заявлений или звонить специалистам – достаточно внести одну из предложенных сумм: всю плату либо минимальный платеж. Подробная информация указана на самих квитанциях.
Правила расчета
Согласно закону при наличии общедомового счетчика необходимо платить за весь объем тепла, который потребил дом. Однако счета в соответствии с фактическим расходом предъявляют жителям к оплате не ежемесячно, а после каждого года работы счетчика. До этого времени потребители оплачивают условный объем тепла, который может быть потрачен. Так, в первый год расчетов плату начисляют по нормативам, затем за основу берется прошлогодний объем потребления, разделенный на 12 месяцев. Этим и объясняется равный размер платежей в течение года. В конце расчетного периода условный и фактический объемы сравнивают. Расхождение между ними – основание для перерасчета, то есть корректировки.
Отношения по расчету
Квитанции за тепло будет выставлять поставщик
Все больше и больше многоквартирных домов в Мурманске переходит на прямые расчеты с поставщиками коммунальных услуг. Это делает платежи прозрачнее и не дает управляющим организациям шанса прикарманить чужие деньги.
В частности, АО «Мурманэнергосбыт» расторгло договорные отношения с ООО «Севжилсервис» по 82 домам Ленинского округа города Мурманска в связи с задолженностью, накопленной управляющей организацией. Сделано это на законных основаниях.
– Таким образом, чтобы повысить уровень оплат населения, теплоснабжающая компания приступила к прямым расчетам и теперь сама будет проводить работу по взысканию задолженности с потребителей, – сообщили в АО «Мурманэнергосбыт».
В УК «Севжилсервис» утверждают, что истинной причиной расторжения договоров являются долги за горячую воду и отопление населения, а не самой компании. Там, похоже, только рады такому повороту событий, так как теперь УК не в ответе за неплательщиков.
В апреле жильцы домов, которые перешли на прямые платежи с АО «Мурманэнергосбыт», получат квитанции за март с расчетным счетом уже теплоснабжающей компании. В остальном и качество теплоснабжения, и суммы в квитанциях останутся прежними. Не изменятся и способы передачи показаний счетчиков горячей воды.
Материалы подготовила Антонина БЕРЕЖНОВА.