В жилищном законодательстве России произошло много изменений. В частности, они касаются начислений за коммунальные услуги, подачи обращений в органы власти и ответственности за ложные жалобы.
Перерасчет не положен
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета, а отсутствие технической возможности его установить не подтверждено актом из управляющей организации, перерасчет за оказанную коммунальную услугу не производится. Это значит, что отпускник заплатит за воду, газ и электричество по полному нормативу, несмотря на то, что он не жил какое-то время в квартире и фактически не пользовался ресурсами.
При этом объем коммунальных услуг рассчитают с учетом количества собственников помещения или акта о фактическом проживании временных жильцов.
Пломба в законе
Кроме того, узаконена установка антимагнитных пломб при вводе приборов учета в эксплуатацию. Это поможет бороться с недобросовестными собственниками, которые с помощью нелегальных приспособлений передавали заниженные показания счетчиков. «Липовая» экономия одних жильцов вытекала в копеечку другим. Так, был случай, когда многодетная семья пожаловалась на председателя ТСЖ, который поставил им антимагнитную пломбу. При этом они утверждали, что шесть человек тратят всего один кубометр воды в месяц. Мол, мыться ходят в баню, а воду пьют из родника. Теперь такие «фокусы» не прокатят.
Штраф за ошибку
Но зато для домов, где не установлен коллективный прибор учета, отменен повышающий коэффициент по отоплению. А в случае, если управляющая организация ошибочно начислила какие-то суммы, то она обязана сделать перерасчет и по обращению потребителя выплатить ему штраф в размере 50 процентов от величины превышения. За исключением тех случаев, когда ошибка произошла по вине потребителя или устранена до обращения или до оплаты услуги.
Порядок для жалоб
Основанием для проверки различных нарушений в сфере ЖКХ теперь могут быть только персонифицированные жалобы. Раньше государственные органы заваливали электронными обращениями с различных сайтов. Зачастую выяснялось, что жалобы по разным домам были отправлены с одного адреса, а информация, указанная в них, оказывалась недостоверной.
– Например, летом прошлого года к нам поступило порядка 500 жалоб на холодные полотенцесушители, – прокомментировала начальник Государственной жилищной инспекции Мурманской области Алена Кузнецова. – И это в период, когда отопления нет. А полотенцесушители в Североморске, так же, как и в Мурманске, запитаны на систему отопления. Всегда так было. Но именно в 2016 году почему-то это стало причиной массовых обращений. На каждое из них пришлось отвечать. Это отвлекает от работы над реальными проблемами. Сейчас электронное обращение регистрируют, на него дают ответ. Но проводить проверку по нему мы не обязаны. Для этого нужно либо прислать обращение к нам письмом, либо явиться лично в приемную ГЖИ (ул. Карла Маркса, 18, кабинет 108), либо отправить его через портал ГИС ЖКХ.
Появилась ответственность и за ложные жалобы. Если человек сообщил о какой-то проблеме, инспектор ГЖИ вышел на проверку, а факты не подтвердились, инспекция вправе выставить жалобщику счет за свою работу.
Сейчас электронное обращение регистрируют, на него дают ответ. Но проводить проверку по нему мы не обязаны. Для этого нужно либо прислать обращение к нам письмом, либо явиться лично в приемную ГЖИ (ул. Карла Маркса, 18, кабинет 108), либо отправить его через портал ГИС ЖКХ.
Нармина ГЕЙБАТОВА.
Фото из архива редакции.