В этом году в правом верхнем углу бланков страховых полисов ОСАГО появится новое графическое обозначение в виде многочисленных штрихов и квадратов. Это так называемый QR-код. Сегодня подобные электронные подсказки есть на многих товарах повседневного спроса. Теперь дошло дело и до бланков «автогражданки».
На первых порах коды появятся только на розовых бумажных бланках автостраховок. Но со временем, как уверяют разработчики, их будут размещать и на электронных вариантах полисов ОСАГО. О чем же может рассказать этот QR-код? В принципе, обо всем, что связано с застрахованным транспортным средством. С его помощью можно подтвердить наименование страховой компании, оформившей полис, его серию, номер и дату выдачи. Код с точностью до часа сообщит о сроках действия полиса, а также марку, модель и идентификационный номер застрахованного транспортного средства и его государственный регистрационный знак.
Как это происходит? QR-код на полисе ОСАГО с помощью закодированной ссылки выводит на определенную страницу в Интернете. Открыть ссылку можно с помощью специального приложения, разработанного для смартфонов. Скачать его можно из все того же Интернета. Достаточно просто сфотографировать QR-код, и после раскодировки программа сама переведет пользователя на нужный сайт. В нашем случае на Интернет-страницу Российского союза автостраховщиков. Словом, это еще один барьер, защищающий полис от подделки.
– Возможности QR-кода будут весьма полезными для оформления дорожно-транспортных происшествий в формате европротокола, – говорит сотрудник одного из мурманских филиалов российской страховой компании Александр Новиков. – Любой из участников ДТП моментально сможет убедиться в подлинности страхового полиса второго виновника аварии и сразу же начинать оформлять необходимые для страховщиков документы.
Пока новые коды имеются только на бумажных бланках полисов ОСАГО. Их автолюбители получают в страховых компаниях при заключении договоров автострахования. У тех же, кто выбрал оформление электронного полиса через Интернет, кода в распечатке не будет. Но у автовладельца есть возможность обратиться в страховую компанию и получить бумажный «закодированный» розовый бланк.
Еще одно весьма важное и полезное новшество ждет автолюбителей в наступившем году. До 14 календарных дней увеличен промежуток времени, в течение которого клиент может отказаться от навязанной или ненужной ему дополнительной страховки. Ранее у граждан для этого было всего лишь пять дней.
Практика навязывания ненужных услуг была весьма популярной у многих страховых компаний. Люди практически не могли оформить договоры ОСАГО до тех пор, пока не соглашались на предложения страховщиков о покупке еще какой-нибудь страховки. Например, это могло быть страхование от несчастного случая, имущества и тому подобное. Компаниям было выгодно продавать сопутствующие полисы в дополнение к ОСАГО, ведь комиссионные с таких продаж давали неплохую выручку. При этом автовладельцы вынуждены были тратить на автострахование значительно больше денег, чем планировали. Теперь от дополнительной страховки можно отказаться в течение двух недель.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
serebriakov@vmnews.ru
Фото из открытых Интернет-источников.