Как уже рассказывала «Вечерка», мошенникам удалось подобрать ключи к электронным полисам страхования гражданской автоответственности. Но этим дело не ограничилось. Похоже, что и некоторым страховщикам е-полисы не дают спать спокойно.
Рано радовались
А сколько надежд и благих пожеланий связывали российские автомобилисты с переходом на электронные полисы ОСАГО! Неразбериха с бланками страховок в минувшие годы обернулась настоящим кошмаром. В ряде регионов страховок было практически не купить без дополнительной оплаты других страховых услуг. Отданная за навязанное страхование жизни или квартиры тысяча рублей на самом деле ничего не гарантировала, но делала страховых клерков добрее и сговорчивее. Поэтому возможность оформлять полис ОСАГО в обход страховых агентов автосообщество восприняло как настоящий прорыв. Е-ОСАГО освобождало от главного: зависимости от желания страховщиков набивать деньгами карманы за чужой счет.
Однако радость была недолгой. С первых же дней дело стало упираться в технические проблемы. Со временем разработчики и страховщики разобрались с неполадками и навели порядок. Но тут добавилась очередная напасть. Сегмент электронного автострахования стали усиленно осваивать мошенники. Они быстро наводнили Интернет фейковыми сайтами якобы реальных страховых компаний. Невнимательные автовладельцы, попадая на них, в итоге оставались без денег и без страховки. Позже появилась еще одна схема, которую выявили правоохранители. Мошенники использовали чужие данные для получения настоящего е-полиса по минимальной цене. Потом с помощью фоторедакторских программ они стряпали подделки на заказ. И получалось, что владелец мощного внедорожника ездил с полисом, оформленном на владельца подержанной отечественной машины. Причем подвох выяснялся только при наступлении страхового случая или проверке на дороге сотрудником ГИБДД.
Кому налево, кому направо
Буквально недавно пришлось узнать еще об одной схеме, любопытной и дерзкой. Только вот мошенники на этот раз были не при делах. Выглядит дело таким образом.
Автолюбитель – например, Иван Иванович 1940 года рождения – пытается через Интернет застраховать свое древнее авто. Все попытки у Иван Ивановича завершаются ничем, поскольку в конечном итоге компьютер выдает один и тот же ответ «Ошибка 1111». Не помогает делу и помощь более молодых и продвинутых пользователей современной оргтехники.
А, опять же к примеру, вчерашний студент Владимир раскатывает на иномарке 2007 года. За рулем парень всего два года. Водится за ним, правда, один грех. За минувший год Владимир получил от инспекторов ГИБДД 38 протоколов о нарушении Правил дорожного движения. Молодой человек также безуспешно пытается оформить е-ОСАГО. И у него тоже все попытки завершаются ненавистными цифрами 1111. В конечном итоге оба автолюбителя вынуждены идти в офисы страховых компаний на поклон. После оплаты дополнительной услуги они получили заветные страховки. И снова за рулем. Как и многие автолюбители, попавшие на новую уловку.
Так в чем же причина появления загадочных цифр на экранах мониторов? По мнению инженера-программиста одной из юридических компаний Мурманска Игоря Скороходова, в таких ситуациях люди встречаются со своеобразными фильтрами, которые не пропускают на сайт страховщиков нежелательных клиентов. Компьютерная программа отсеивает их по определенным признакам. В наших ситуациях – это возраст человека и автомобиля, неаккуратность управления транспортным средством. Отбор происходит без участия человека. Программа сама делает заключение. По ее мнению, первый водитель в силу своего возраста и возраста авто рано или поздно станет участником ДТП. А второй и так нарушает правила чуть ли не каждый день. Следовательно, во избежание лишних расходов компании с такими клиентами дела лучше не иметь. Вот и получают люди на все свои запросы один и тот же ответ – 1111. И что самое любопытное, фильтр на сайт компании могли установить сами страховщики.
Нет таких причин
– Ни одна страховая компания, имеющая лицензию на ОСАГО, не имеет права отказывать потенциальным клиентам в продаже полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, – говорит управляющий Отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации Андрей Климов. – Страховой полис ОСАГО, равно как и его электронный вариант, – обязательный документ, без него эксплуатация автомобиля на территории РФ запрещена.
Если страховая компания отказывает в его оформлении, у страхователя есть ряд способов оспорить ее действия. Автовладелец просто обязан знать свои права и использовать их в решении спорных вопросов.
– Если все условия и требования соблюдены, то отказ страховой организации от заключения договора е-ОСАГО является неправомерным, – продолжает Андрей Климов. – Граждане вправе обжаловать такие действия в Центральном Банке РФ, осуществляющем надзор за страховыми компаниями. Для этого надо написать в ЦБ жалобу, приложив к ней подтверждение факта отказа в заключении договора ОСАГО, которое может быть зафиксировано с помощью аудио- или видеозаписи переговоров, подтверждено свидетелями. Также заявление о заключении договора страхования по установленной форме, направленное Почтой России на адрес страховой организации с уведомлением о вручении, позволит доказать факт его получения страховщиком.
Оспорить неправомерные действия страховщиков можно и через суд. Процедура продолжительная, но эффективная. Суд заставит страховщика заключить договор с автовладельцем. Такую возможность предоставляет статья 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К слову, необоснованный отказ от заключения договоров или навязывание дополнительных услуг, не предусмотренных законом, грозит должностным лицам административным штрафом в пятьдесят тысяч рублей.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
serebriakov@vmnews.ru
Фото пресс-службы ГУ ЦБ РФ по Мурманской области.
Жалобу на действия страховщика и имеющиеся доказательства граждане могут направить в Банк России в электронном виде на сайте Банка России (www.cbr.ru) или по почте по адресу: 183038, г. Мурманск, ул. Профсоюзов, 11.