Мурманчане свой общественный транспорт ценят. И даже порой в социальных сетях признаются в любви к водителям или кондукторам. Но бывают и ситуации, когда в автобусе или троллейбусе почти на ровном месте разгорается конфликт. Из-за чего это происходит и на что чаще всего сегодня жалуются горожане, пользующиеся общественным транспортом?
С колясками наперерез
Недавно в социальных сетях активно обсуждалось сообщение, оставленное молодой мамой. Она написала, что вместе с подругой (у обеих были грудные дети в колясках) зашла в автобус № 10. Кондуктор, завидев таких пассажирок, заявила, что коляски они должны сложить, а детей взять на руки. Мамы сделать это отказались: не хотели будить спящих малышей. Это, по словам девушки, спровоцировало возмущение кондуктора, которая заявила, что «с колясками надо ходить пешком, и пускать с ними в салон она больше никого не будет».
Требование складывать детскую коляску в общественном транспорте сегодня законодательно не закреплено. Но, по мнению генерального директора АО «Электротранспорт» Сергея Коробкова, перевозить детей на руках у родителей значительно безопаснее. Когда малыш во время поездки остается в коляске, риск для его здоровья увеличивается. В Мурманске уже были случаи, когда коляски едва не переворачивались в салоне во время ДТП.
Но если родители все же оставляют малыша в этом «транспортном средстве», его следует хорошо зафиксировать, заблокировав колеса ножным тормозом. В новых низкопольных троллейбусах можно использовать и специальные привязные ремни, которыми оборудованы площадки для маломобильных групп населения.
– Сегодня нет нормативов по допустимому количеству перевозки детских колясок в одном троллейбусе или автобусе, – поясняет Сергей Коробков. – Но, чего уж скрывать, иногда даже одну коляску разместить в салоне непросто, к примеру, в час пик. И тогда особенно остро встает вопрос детской безо-пасности. В заполненном до отказа транспорте малыша могут случайно травмировать другие пассажиры, если кто-то, например, не успеет ухватиться за поручень при резком торможении.
Также стоит помнить, что общественный транспорт – для всех, а потому одни пассажиры не должны доставлять дискомфорт другим. С этим мнением согласны многие мурманчане. Так, Наталья Северова вспоминала, что как-то летом ехала в автобусе, в который зашла мама с коляской: «Она поставила эту коляску в узком проходе автобуса, а не в середине, где есть специальная площадка, и села на свободное место». На замечание кондуктора женщина реагировала бурно, не обращая внимания на то, что из-за перегороженного прохода другие пассажиры не могли передвигаться по салону.
Соблюдаем правила
Бывают ситуации, когда пассажиры не считают нужным оплачивать проезд нескольких детей дошкольного возраста, которые едут вместе с ними в общественном транспорте. Действительно, закон разрешает бесплатно перевозить с собой детей не старше семи лет, но без предоставления им отдельных мест. Если же путешествие детворы без предоставления отдельных мест запрещено, за билет берут не больше половины установленной стоимости. Но в любом случае у взрослого пассажира должен быть документ, который подтверждает возраст ребенка. Это норма федерального закона.
Возникают вопросы и по поводу оплаты перевозки багажа и ручной клади. Хотя в Мурманске перечень того, что можно бесплатно провозить в автобусах и троллейбусах, намного шире, чем установлено российским законодательством.
– Помимо одного места ручной клади, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают ста двадцати сантиметров, одной пары лыж в чехле, детских санок и детских колясок северяне могут бесплатно провозить и ряд других вещей, – рассказывает Сергей Коробков. – Например, аргамак, сноуборд с ботинками и без них, музыкальные инструменты, размер которых в сумме трех сторон не превышает 180 сантиметров, хоккейные клюшки, спортивные сумки, потолочные плинтусы из полистирола длиной не более 1,5 метра. Школьники вправе не платить за спортивные сумки любого размера, если они не занимают отдельного места. Эту льготу мы ввели специально для ребят, которые занимаются в спортивных секциях. В троллейбусах и автобусах большой и средней вместимости бесплатно провозят и инвалидные коляски.
В ноябре – и в одних шортах!
Во время учебного года порой возникают конфликтные ситуации, связанные с проездом школьников. Регулярно в первых числах месяца они предъявляют кондукторам транспортные карты, срок действия которых уже истек. Бывает, микрочип внутри карты выходит из строя из-за внешних повреждений, например, из-за перегибов. При этом у многих ребят не бывает наличных, чтобы оплатить проезд. Забывают многие и про необходимость ставить печати учебного заведения на транспортные карты. Следить за этим должны родители. Если, конечно, не хотят приезжать за маленькими безбилетниками на конечную остановку или даже в отделение полиции.
Напомним, уже почти год в «Электротранспорте» действует распоряжение генерального директора, которое запрещает высаживать несовершеннолетних из салонов автобусов и троллейбусов в случаях нарушений ими правил проезда и оплаты в общественном транспорте. Согласно документу теперь детей без действующих транспортных карт или с картами без печатей передают родителям (ребенок знает телефон мамы или папы) или стражам правопорядка. Принято такое решение опять-таки из соображений безопасности детворы.
– В начале ноября нам пришлось вызывать сотрудников полиции к одной из конечных остановок и передавать им мальчика лет десяти, – вспоминает Сергей Коробков. – В троллейбус он вошел в домашних тапочках, футболке и шортах. Объяснить, почему он в таком виде, ребенок не смог. А ведь на улице уже была минусовая температура!
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
lebedeva@vmnews.ru
Фото из архива редакции и из открытых Интернет-источников.