Заполярные водители привыкают к новому регламенту Госавтоинспекции. Еще до его ввода в действие слухов и мнений вокруг документа было хоть отбавляй. С 20 октября многие вопросы безопасности дорожного движения стали трактоваться по-новому. А это значит, что и взаимоотношения водителей и дорожных инспекторов перешли в иную плоскость. Даже краткое знакомство с новым регламентом порождает множество вопросов. За ответами на них мы обратились к профессионалам. Наш собеседник – исполняющий обязанности заместителя начальника управления ГИБДД УМВД России по Мурманской области майор полиции Евгений ПШЕНИЧНЫЙ.
Продиктовано дорогой
– Евгений Алексеевич, чем обусловлено появление нового административного регламента?
– Прежний свод правил и положений просуществовал с 2009 года. За прошедшие годы ситуация на дорогах изменилась кардинально. Построены скоростные трассы, активно используются приборы фото- и видеофиксации. Стало больше автомобилей. В нашей области, например, за прошедшие восемь лет их количество возросло со 164 тысяч до 283 тысяч. Не будем забывать, что и законодательство все это время не стояло на месте, внесен ряд существенных изменений в законодательство по безопасности дорожного движения. Одним словом, для нового регламента настало время.
– Что нового появилось по сравнению с его предыдущей версией?
– В новом регламенте актуализированы все нормы, которые должны соблюдаться в рамках надзора за безопасностью дорожного движения. На мой взгляд, наиболее существенным новшеством является исключение положения о выдаче справок сотрудниками ГИБДД участникам дорожно-транспортных происшествий для страховых компаний.
Иными словами, теперь инспекторами будут оформляться исключительно процессуальные документы, предусмотренные законом, – определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, или протокол об административном правонарушении, или постановление по делу об административном правонарушении, или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В них будут указываться сведения о транспортных средствах, участвовавших в ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, а при их отсутствии – VIN), водителях (ФИО, место жительства), страховых полисах ОСАГО (серия, номер, наименование страховой организации), видимых повреждениях транспортных средств.
Кроме того, не нужно забывать и о том, что в соответствии с правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств водители транспортных средств, причастные к ДТП, обязаны заполнить бланки извещений о ДТП, выданные страховщиками, независимо от оформления документов сотрудниками полиции.
Изменились нормы, связанные с освидетельствованием водителя на состояние опьянения. Теперь если освидетельствование проводится на ближайшем посту ДПС или в ином помещении органов внутренних дел и даст отрицательный результат, то есть, водитель окажется трезвым, то дорожные инспекторы обязаны доставить автомобилиста к его машине. Прежний регламент обязывал инспекторов возвращать водителей к автомобилю только после медицинского освидетельствования в больнице в том случае, если опьянение не было обнаружено.
Есть и исключения. Они в большей степени носят технический характер и нововведениями как таковыми не являются. Например, убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров. Такая мера применялась и ранее с 2013 года. Стало возможным предъявлять инспектору не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и электронную распечатку. Эта норма действует с прошлого года.
Чужие камеры и засады
– Много вопросов у автолюбителей вызвал запрет на фиксацию общения с сотрудниками Госавтоинспекции.
– Как такового запрета нет. В регламенте теперь отсутствует норма, которая раньше запрещала сотрудникам Госавтоинспекции препятствовать гражданам проводить фотовидеосъемку общения с сотрудниками. Исключения возможны лишь в рамках охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны. Но, например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съемку. Либо в регионе введен режим контртеррористической операции, в этом случае сотрудник ДПС должен проинформировать об этом водителя и попросить выключить камеру. Сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.
– По новым требованиям водителя-нарушителя теперь могут найти и на видеосъемках «чужих» камер фиксации? Раньше ведь было иначе.
– Именно так. С 20 октября действует норма, позволяющая для контроля за безопасностью движения использовать технические средства, не принадлежащие органам внутренних дел. Разумеется, что все они должны соответствовать существующим стандартам. ГОСТы будут распространяться на все комплексы видеофиксации, в том числе введенные в эксплуатацию ранее. Причина такого изменения очевидна: значительное увеличение автотранспорта на дорогах. И по возможности весь этот поток должен быть охвачен контролем.
И еще. Прежний регламент запрещал использовать средства автоматической фиксации там, где ограничения движения устанавливались временными дорожными знаками. На месте проведения ремонта дорог, например. Теперь комплексы фиксации будут применяться и там. Эта мера позволит снизить количество ДТП, связанных с превышением водителями установленных временных ограничений скорости, в местах проведения работ по ремонту, реконструкции и обустройству дорожной сети.
– Новый регламент запрещает вести наблюдение из засад и маскировать патрульный автомобиль. А если инспектор на дороге действует именно так? Имеет ли водитель право пожаловаться на такие его действия?
– В регламенте определено, что патрульный автомобиль должен размещаться так, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения. Но на аварийно-опасных участках дорог патрульный автомобиль может находиться в местах с ограниченной видимостью – в переломах рельефа местности, за поворотом или элементами обустройства улично-дорожной сети. Умышленные действия сотрудников, скрывающих патрульные автомобили, не допускаются. Такие действия могут быть обжалованы в вышестоящих органах.
Проверка на дорогах и общий интерес
– Еще одна тревожащая автолюбителей новая норма: возможность остановки автомобиля на любом участке дороги.
– На это есть свои веские причины. За последнее время количество постов ДПС по стране сократилось втрое, а количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло. Так что эта мера введена вынужденно. Раньше на трассах останавливать машины для проверки документов инспекторам разрешалось исключительно на стационарных постах ДПС. С 20 октября это допускается и вне стационарных постов, при несении службы сотрудниками как в пешем порядке, так и на патрульном автомобиле.
Данные требования предъявляются не только в целях обеспечения безопасности самого водителя и его пассажиров, но и в целях обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.
Беседовал Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
serebriakov@vmnews.ru
Фото автора и из открытых Интернет-источников.
Если вам пришло заказное письмо с отправителем мытищи дти не пугайтесь. Это может быть письмо от налоговой или от ГИБДД. ДТИ - дополнительный технологический индекс и присваивается фактическим отправителям письма. Он виртуален и используется для массовых рассылок.
Реклама.