У водителей пассажирского транспорта есть отличительная черта – они никогда не опаздывают. Эта привычка сопровождает их не только всю профессиональную жизнь, но и «выходит» вместе с ними на пенсию. «Мы всю жизнь прожили в жестком графике, по строгому расписанию, – говорят ветераны пассажирских перевозок в Мурманске, – умеем ценить время».
Сегодня они по давней традиции соберутся за одним столом и вспомнят, как все начиналось. Вспомнят дорогу – открытую книгу водительской жизни. И что ехать по ней – все равно что листать десятилетия, проведенные за автобусной баранкой, когда чуть ли не каждый твой пассажир знал тебя в лицо.
Утрамбованные пассажиры
Ветераны водители хорошо помнят годы бурного развития Мурманска – 60-е, 70-е. Тогда остановку «Улица Беринга» в сторону севера в водительской среде называли не иначе как Казанский вокзал. За один раз в салон автобуса набивалось до 120 человек!
– Люди в часы пик спешили на работу, с работы, транспорт был перегружен, двери наших ЛиАЗов было не закрыть, пассажиры в буквальном смысле висели в дверных проемах, – рассказывает Михаил Белошеев, заместитель председателя Мурманского городского Совета депутатов, один из ветеранов мурманской автоколонны. – И мы, молодые, энергичные водители, помогали мурманчанам «утрамбоваться». Ставили автобусы на ручник и с улицы проталкивали пассажиров в салон. Помню, на улице Беринга, где пересекались многие автобусные маршруты, в часы пик стояла вереница ЛиАЗов, из дверных проемов которых свисали люди. А рядом суетились водители – все же мы старались увезти максимальное число пассажиров. Ведь тогда личный транспорт был только у единиц. Вся надежда была только на автобусы и троллейбусы.
Водители утренней смены тогда засыпали сразу после детской программы «Спокойной ночи, малыши!». Вставать-то надо было в 4 утра. Проспать на дежурный автобус, который развозил на работу, было никак нельзя – пешком к утренней смене не успеть. О молодых мурманских водителях автоколонны как-то снимали фильм, и один из них сказал: «Это непередаваемое чувство, когда после первого снега твой автобус первым в городе оставляет свои следы».
Элитная работа
В советское время работа на пассажирских перевозках считалась элитной. Водители щеголяли в стильной профессиональной форме – фуражка, галстук, пиджак с нашивками. Нашивки означали классность. Три золотые полоски на рукаве носили водители первого класса.
– К 1980 году лучшим водителям автопарка сшили новую форму, в ней мы должны были поехать на олимпиаду в Москву обслуживать немецкую делегацию, – вспоминает прославленный ветеран мурманских пассажирских перевозок Иван Германов. – Но немцы из-за бойкота не приехали. И в этой новенькой парадной форме мы возили по улицам города обычных мурманчан.
А 9 Мая водители надевали военную форму. В автопарке работало много ветеранов Великой Отечественной войны, и они садились за баранку в парадных мундирах и кителях, с наградами! О Николае Юрасове коллеги не могут не вспоминать с улыбкой. Ему, участнику сражений Великой Отечественной войны, каждый год в канун 9 Мая предлагали взять выходной, встретить праздник в кругу семьи. Но Николай Трофимович неизменно садился за баранку автобуса, возившего мурманчан в Долину Славы. Шутил: «Смотрю на своих воевавших ровесников в зеркало заднего вида и думаю, какой я в медалях и орденах красивый и молодой!».
Сегодня за праздничным столом непременно вспомнят обо всех легендах мурманских пассажирских перевозок. Они в памяти своих учеников – сегодняшних ветеранов автопарка – до сих пор рулевые.
____________________________________________________________________________
Автоколонна № 1118 была первым пассажирским автотранспортным предприятием Мурманска, она моложе города всего на 18 лет. Весной 1934 года в Мурманске был открыт первый автобусный маршрут, который связал две городские окраины. Он начинался у кинотеатра «Северное сияние», шел через остановки «Мортехникум», «Площадь Пять Углов», «Ж/д больница». Конечной была «Улица Морская» (сейчас это остановка «Улица Челюскинцев»).
Первый пассажирский автобус в Мурманске ГАЗ-АА вмещал всего 16 пассажиров. А билет на поездку в нем стоил 75 копеек. Осенью того же года мурманский автомотопарк был объединен с конной базой и насчитывал 70 автомобилей разных марок и свыше 500 лошадей, занятых на перевозке различных грузов.
А еще через два года, в 1936 году, в городе появился второй автобусный маршрут, который пролег от проспекта Ленина до улицы Красной, теперь она носит имя Книповича.
Тогда же на линию вышел первый пригородный автобус Мурманск – Кола. И только в 1952-м Мурманск смог гордиться открытием первого междугородного маршрута из столицы Заполярья в приграничный Никель. Через три года после этого большого события мурманский автомотопарк преобразовали в самостоятельный автобусный парк с 76 автобусами.
Анжелика КОВАЛЕВА.
kovaleva@vmnews.ru
Фото Сергея АРИСТОВА и из архива мурманской автоколонны № 1118.