Зонты, перчатки, планшетные компьютеры и папки с документами – что только не забывают в общественном транспорте мурманчане и гости города. Каждый месяц около полутора десятка обращений об утерянных в салонах троллейбусов и автобусов вещах поступает центральному диспетчеру АО «Электротранспорт». И большинство этих вещей сотрудники предприятия возвращают законным владельцам в течение нескольких часов. Конечно, в том случае, если чужое имущество не успели прикарманить другие пассажиры.
Последние деньги
На днях удивительно повезло одному мурманчанину, который выронил в троллейбусе № 6 портмоне. В бумажнике лежало 25 тысяч рублей. Его нашла кондуктор и передала в службу организации и учета сбора выручки. Именно туда доставляют паспорта, военные билеты, пенсионные удостоверения, транспортные карты и другие документы, забытые пассажирами в общественном транспорте.
Работники «Электротранспорта» смогли установить владельца кошелька и, связавшись с ним по телефону, сообщили о находке.
– Конечно, мужчина удивился нашему звонку, он даже не предполагал, где именно выронил бумажник, – говорит начальник службы эксплуатации № 3 АО «Электротранспорт» Галина Одинцова. – Наверное, эти 25 тысяч рублей были у него последними, ведь он сказал, что даже банковскую карту, которая также находилась вместе с утерянной наличностью, не стал блокировать: мол, «там все равно копейки на счету». Через несколько дней кошелек со всем содержимым вернулся к своему хозяину.
Благодарили работников предприятия-перевозчика и гости города. К примеру, в конце июня девочка, которая приехала с семьей из Башкортостана в Мурманск навестить родню, потеряла мобильный телефон в троллейбусе № 3. Пропажу заметили не сразу, а через несколько часов, возвращаясь в троллейбусе этого же маршрута после прогулки.
– Мы обратились к кондуктору, она подробно объяснила, куда обращаться, – рассказал отец девочки. – Созвонились с диспетчером, она сообщила, что предположительно наш телефон найден. Приехали в диспетчерскую. Телефон оказался нашим! Радости дочери не было предела. Спасибо, «Электротранспорт», за ваших добрых и чутких сотрудников!
Возврат по горячим следам
– Если кондукторы или водители предприятия находят какие-либо вещи, они должны действовать строго по утвержденной инструкции, – пояснил исполняющий обязанности генерального директора АО «Электротранспорт» Владимир Буряк. – В первую очередь информация о находке передается маршрутному диспетчеру, когда автобус или троллейбус прибывает на конечную остановку. Диспетчер в течение рабочей смены фиксирует факт находки в специальном журнале и передает информацию заместителю начальника службы движения. Дальше в течение двух рабочих дней с диспетчерского пункта найденную вещь передают на склад. После заполнения множества бумаг информацию о ней размещают на официальном сайте в разделе «Находки».
Правда, обновляется этот раздел нечасто. Сейчас там и вовсе нет ни одного объявления о поиске владельцев потерянного имущества. А все потому, что до склада забытые в автобусах и троллейбусах вещи добираются нечасто – в 95 процентах случаев их возвращают хозяевам, как говорится, по горячим следам в течение нескольких часов после потери.
– Недавно был такой случай. Молодой человек вышел из автобуса 18-го маршрута и вспомнил, что оставил в салоне планшетный компьютер, когда машина уже отъехала от остановки, – вспоминает и. о. начальника службы движения АО «Электротранспорт» Лидия Усикова. – Он тут же позвонил диспетчеру, сообщил о потере, рассказал, на каком месте в салоне он сидел. Диспетчер связалась с водителем автобуса, передала информацию, кондуктор осмотрела место и нашла забытый планшет. В тот же день электронное устройство вернули владельцу.
Стоит отметить, что, прежде чем получить свою забытую вещь в подразделениях «Электротранспорта», нужно доказать свое право на нее. Нет, чеки из магазина, конечно, предъявить никто не попросит. А вот различными приметами потерянной вещи поинтересуются – нужно будет рассказать об особенностях электронного устройства, содержимом папки или сумки. За потерянным паспортом или пенсионным удостоверением приходить нужно с другими документами, удостоверяющими личность, – водительским удостоверением, загранпаспортом, СНИЛСом.
Кстати, потерянные личные вещи пассажиров хранятся на складе «Электротранспорта» на протяжении полугода и лишь потом утилизируются. А вот документы, не востребованные на протяжении месяца, сотрудники предприятия передают в те организации, которые их выдавали. Нечитаемые и иностранные документы сразу отправляются в органы внутренних дел.
Бдительность – залог безопасности
Но иной раз потерянные вещи пассажиров добавляют работы не только сотрудникам «Электротранспорта», но и тревожным службам.
– Кондукторы или водители после каждого рейса проверяют, нет ли в салоне оставленных вещей, как предписывают правила обеспечения безопасности на транспорте, – продолжает Владимир Буряк. – И если находится крупная сумка, объемная коробка или пакет, нам приходится сразу эвакуировать пассажиров на безопасное расстояние, вызывать полицию. Из-за этого часто порой срываются графики движения маршрутов общественного транспорта. К счастью, во всех подобных случаях забытый подозрительный багаж до сих пор оказывался безопасным, а вскоре полиция находила и его владельца.
По неофициальной статистике «Электротранспорта», самыми рассеянными пассажирами являются юные мурманчане. Чаще всего детвора оставляет в автобусах и троллейбусах сумки со сменной обувью и формой для спортивных тренировок. Не замечают школьники и того, как выпадают из карманов мобильные телефоны. Подростки и студенты порой теряют документы, удостоверяющие личность. В прошлом году один молодой мурманчанин умудрился в течение месяца дважды потерять в троллейбусе паспорт. Сотрудники предприятия-перевозчика, возвращая юноше его главный документ, даже в шутку предлагали ему сделать абонемент на посещение службы организации и учета сбора выручки.
– Конечно, оставленные в транспорте вещи стоят по-разному, – подытожил Владимир Буряк. – У нас забывают и дорогие ноутбуки, и пакеты с продуктами или USB-накопители. Но мы ко всем находкам относимся одинаково бережно. Ведь у многих наших пассажиров нет возможности купить новую вещь взамен потерянной без ущерба для семейного бюджета. А информация, хранящаяся на электронных устройствах, может быть дорога как память… Да и вообще, делать добрые дела всегда приятно.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото из архива редакции и из архива АО «Электротранспорт».
Полезные телефоны
Получить информацию о найденных в салонах городского общественного транспорта паспортах, военных билетах, пенсионных удостоверениях и других документах можно по телефону 653-138.
Связаться со складом личных вещей можно по номеру 653-125.
Сообщить об утере имущества пассажиры могут сразу после обнаружения пропажи по телефону центрального диспетчера 653-178, при этом нужно будет назвать маршрут автобуса или троллейбуса, в котором была забыта вещь.