Еще в апреле заполярные автомобилисты приметили на федеральной трассе Р-21 «Кола» на подъезде к кильдинскому блок-посту ажурную металлическую рамку. На ней было установлено оборудование для наблюдения за автомобильным потоком, а на обочине стоял источник постоянного электроснабжения – мощный генератор.
Про новые «ворота» автолюбители говорили всякое. Но, как объяснил «Вечернему Мурманску» директор Мурманского филиала «Упрдор «Кола» Сергей Марков, на рамке разместили компьютерный комплекс для контроля движения большегрузного автотранспорта. С помощью видеокамер программа выделяет из общего автомобильного потока большегрузы, по номерам проверяет их регистрацию в системе «Платон» и отслеживает правильность и полноту уплаты полагающихся взносов.
В Мурманской области в системе «Платон» зарегистрированы 700 владельцев транспорта и 2000 единиц техники. За прошлый год по новой системе оплаты в бюджет было собрано больше 16 миллионов рублей. За движением большегрузного автотранспорта в нашем регионе наблюдают аналогичные системы на пяти участках автодорог – под Мурманском, Кандалакшей, Мончегорском и в Кольском районе.
И вот новая загадка. Уже не первый день возле системы видеонаблюдения «Платон» стоит неприметный легковой автомобиль. Из его салона через заднюю дверь к генератору выведен силовой кабель. На задних стеклах – глухая тонировка. Через передние стекла в салоне журналисты «Вечерки» разглядели масляный обогреватель и электрический чайник, оставленные на передних сиденьях машины. Журналисты – народ законопослушный и с уважением относящийся к чужой собственности. Поэтому даже не пытались открывать двери и рассматривать то, что, возможно, спрятано на заднем сиденье. Приезжали несколько раз, но людей внутри так и не обнаружили. Возник резонный вопрос: что делает машина без хозяев возле сложного технического объекта? Кому принадлежит, какую роль выполняет кабель, идущий от машины к генератору? И вообще, куда смотрит служба по антитеррору?
Как выяснилось, автомобиль с обогревателем и чайником – тоже своеобразная часть системы «Платон».
– Такие машины можно встретить не только в районе кильдинского блок-поста, – пояснил «Вечернему Мурманску» руководитель обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» в Мурманске Павел Лунев. – Они используются для обогрева нашего персонала, который периодически выезжает на объекты для их охраны. Погода-то стоит холодная. Воровства еще не было замечено, компьютерная система спроектирована таким образом, что в ее программу не сможет проникнуть никто. Другое дело – резервный генератор. Он там стоит на виду. Поэтому лишний присмотр за дорогой техникой не помешает.
Вот такие пироги. Вроде бы система «Платон» – серьезный федеральный проект, миллионы рублей в бюджет собирает, а функционирует, как ларек на рынке: генератор у обочины и машина с чайником.
К теме
ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» – проектная компания, реализующая концессионное соглашение с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) по созданию системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования транспортными средствами массой свыше 12 тонн.
ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» как оператор системы взимания платы за счет собственного и заемного финансирования обеспечивает полный цикл создания системы «Платон»: проектирование, создание и ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и модернизацию системы. После повсеместного ввода система передается в собственность государства. Общий срок реализации проекта – 13 лет с даты подписания концессионного соглашения (29.09.2014).
Комплексы фиксации системы «Платон» будут охватывать более 52 тысяч километров федеральных автомобильных дорог и контролировать передвижение одного миллиона большегрузных транспортных средств.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.
Фото автора.