Нередко можно услышать мнение, что современные дети совершенно другие, нежели их сверстники 10–20 лет назад. Они почти не реагируют на запреты, наказания, нотации. Зато откликаются на уважение к ним как к личностям. Тянутся за теми, кто серьезно и с пониманием относится к их проблемам, которые не менее сложны, чем у взрослых. Насколько поменялись нынешние детсадовцы и как вместе с ними меняются сами сады и работа воспитателей, рассказала заведующая детским садом № 19 Мурманска Ирина Павлова.

 

Когда воспитатель – друг

– Наше общество отличается от того, которое было десятки лет назад, – отметила Ирина Николаевна. – Естественно, и дети другие. Какие они? Прежде всего очень любознательные, им интересно все. К нам малыши приходят уже наполненные разной информацией, и это предполагает совершенно другой стиль общения. Главная цель педагога – увидеть, поддержать и развить то, что есть. Воспитатель выступает в роли друга, при этом осторожно направляя. Современный ребенок – это обязательно личность, прямо с детсадовского возраста. Ранее был авторитарный стиль управления, это принималось в обществе, детьми, родителями: что воспитатель сказал, то группа и делает. Сейчас у каждого ребенка есть свое мнение, которое он будет отстаивать до конца. Запросто может сказать: «Нет, я не буду!». И не будет. Тут важно не надломить его, а аккуратно направить в нужное русло. И это задача высококвалифицированных педагогов, благо в Мурманске работают по-настоящему профессиональные специалисты. Это, кстати, часто отмечают родители, которые переезжают к нам из других регионов страны.

 

Видят цель и к ней идут

– Дети сейчас не только любознательные, они еще и более целеустремленные, – продолжает Ирина Павлова. – Это не раз отмечалось педагогами. То есть они хотят быть самыми быстрыми, сильными, смелыми и умелыми. Как правило, все хотят научиться читать до школы. Потому что там, в школе, они хотят быть лучшими и знают, как этого достичь. Используют для этого различные способы, благо сейчас для этого безграничные возможности, включая Интернет, которым они активно пользуются. Современные дети очень быстро осваивают гаджеты. У нас в саду восемь дошкольных групп, и в каждой есть интерактивная доска. На ней работает не только воспитатель, но и ребята. С помощью таких технологий материал доносится на том уровне, который ближе сегодняшним детям. Если мы по старинке будем показывать какие-то картинки, ребенок не включится в работу. Поэтому стараемся поддерживать интерес именно в той форме, которая нужна для развития современного ребенка. Но конечно, во всем необходимо соблюдать меру. Плохо, если малыш пришел из сада и дома «залипает» в планшете. Я считаю, что лучше даже не каждый день брать его в руки, а через день-два по 20 минут. Совсем не давать тоже нельзя. Ведь ребенок общается со сверстниками, и из-за того, что ему не дают пользоваться гаджетами, он выпадет из их среды.

 

Время цвести

Много лет назад детский сад сравнивали с садом обычным, в котором выращивают растения. И воспитателей в свое время называли «садовницами». В 1840 году немецкий педагог и ученый Фридрих Фребель открыл первое в мире учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом».

– Мне кажется, что это отражает суть таких учреждений, – считает Ирина Николаевна. – Если вокруг ребенка благоприятная обстановка, ему тепло, светло, его вкусно накормили, ему есть чем заняться, во что играть, с кем общаться, словом, когда для него созданы все условия, он растет, цветет. Все при этом разные: кто-то расцветает быстро и ярко, а у кого-то едва проклевываются маленькие бутончики, но и они постепенно вырастут и окрепнут, просто чуть позже. Все разные, индивидуальности. Важно увидеть каждого.

 

В ногу со временем

Развиваются дети, а вместе с ними и сады, в которые приходят новые технологии и оборудование.

– При этом то хорошее, что было в садах раньше, не забыто, – говорит заведующая детским садом № 19. – Просто сейчас это на другом уровне. Раньше играли в кубики, строили дома из кирпичиков. Все осталось, но это сейчас более современные наборы, материалы. Кроме этого у нас достаточно и электронных гаджетов, и обучающих пособий, и игрушек. Для развития детей у нас в садах есть все, даже песок «космический». Точнее, кинетический, но детям нравится первое название. Из него можно лепить, что-то строить. Есть и световые планшеты для рисования песком. И воспитателям очень интересно сейчас работать. На мой взгляд, воспитатель не должен быть учителем, он выступает в роли организатора детской деятельности, координатором и партнером. Задача не дать готовые знания, а подвести к осмыслению. Чтобы у ребенка совершилось то самое чудо и он понял, что до всего додумался сам. Это стимулирует познавательную активность, желание узнавать новое.

 

Важно уметь общаться

Говорят, что сейчас дети стали разрозненные, не умеют дружить между собой.

– Нет, – не соглашается Ирина Павлова. – Они дружны между собой. И этому они учатся именно в саду, в своем коллективе. Мы ходим на экскурсии в библиотеки, на выставки. Нередко можно увидеть картину, когда «домашний» ребенок, уже ученик начальной школы, чуть отстав в незнакомой обстановке, просто стоит в стороне и плачет. Он не научен обращаться к посторонним людям за помощью, задать вопрос. И насколько свободны и активны в этом наши дошкольники! Они более подготовлены к дальнейшей учебе. Если ребенок пошел в первый класс и не умеет читать, в этом ничего страшного нет. Коммуникабельность гораздо важнее. Преподаватели в школе на первом этапе дают задания для читающих и не читающих детей, потом все быстро подтягиваются и выравниваются. Гораздо хуже, если ребенок не умеет общаться, боится отвечать у доски, сделать ошибку, боится учителя.

 

Как не устать от детства

Желая своему малышу самого лучшего, родители стремятся записать его сразу в несколько кружков и секций – на базе того же сада или учреждений дополнительного образования.

– Во всем должен быть баланс, – уверена Ирина Павлова. – Бывает, что у ребенка много энергии, и, если его не «догрузить», у него может быть эмоциональный дискомфорт, он не будет знать, куда эту энергию выплеснуть. В результате бывают срывы, капризы, а родители не понимают, в чем дело. Но если перегрузить, можно получить такой же эффект. Мы рекомендуем не более двух дополнительных кружков. Важно соблюсти баланс, у ребенка обязательно должно быть свободное время для отдыха, игр, личное пространство. У детей есть в этом потребность, и это надо уважать. Кружки – это выбор родителей. Ребенку они могут все нравиться, но он не способен еще оценить степень своего морального напряжения. И если он вдруг не захочет посещать какую-то секцию, то надо обязательно это учесть. Ребенок не должен уставать от детства.

 

Плюс на минус

Отдавать ли ребенка в детский сад, решают родители. Некоторые предпочитают оставлять малыша дома. Одним из явных преимуществ этого считается спокойная обстановка, в которой находится ребенок: он спит, сколько хочет, ест вовремя и только свежую пищу, с ним гуляют, занимаются, внимательно следят за тем, чтобы на улице его не продуло или он не вспотел. Но это идеальная картина. На самом деле мама, которая чаще всего и сидит с сыном или дочерью, больше занята домашними делами.

То, что «несадиковые» дети меньше болеют, тоже не факт. По наблюдениям медиков, таким ребятам уже в первом классе приходится адаптироваться и «догонять» по болезням своих сверстников.

Отмечено, что детсадовские малыши более практичны, имеют больше бытовых навыков, знаний и умений, чем их домашние сверстники. Потому что в коллективе они быстрее учатся, да и играть группой им интереснее. Кроме того, в садах проводятся утренники, разучиваются песни и стихи, отмечаются праздники и дни рождения, а это тоже очень важная составляющая жизни.

 

За те же деньги

Сейчас в Мурманске идет формирование детсадовских групп на новый учебный год. Осенью около 3 тысяч маленьких горожан впервые пойдут в садик. Записать малыша в дошкольное учреждение сейчас можно практически сразу, как только родители получат свидетельство о рождении. Заявка подается через многофункциональный центр или сайт госуслуг. Решить вопрос с посещением или переводом ребенка в другой сад, например, в связи с переездом, можно в течение всего года.

В Мурманске работает 69 детских садов, которые посещают 17 тысяч 800 малышей. В садах трудятся более четырех тысяч специалистов, более половины из них – педагогические работники.

Как сообщили в комитете по образованию администрации Мурманска, с сентября плата за посещение детского сада не изменится, она по-прежнему будет составлять 105 рублей в день. Также родители смогут получать и компенсацию: 20 процентов за первого ребенка, 50 – за второго и 70 – за третьего. Без изменений остались и условия для предоставления льгот для многодетных семей, опекунов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Всю информацию можно получить у администрации сада или в комитете по образованию. Сохранилось и количество групп для детей с ограниченными возможностями здоровья – по слуху, зрению, опорно-двигательному аппарату.

Группу пятилеток привели на экскурсию в небольшой музей, организованный в их же детском саду. Среди экспонатов там оказался старенький телефон, у которого есть диск, буквы и цифры. Воспитатель рассказывала об истории таких аппаратов, о том, что раньше по телефону можно было только звонить. Малышня тем временем внимательно разглядывала необычный для них прибор. «А все-таки эсэмэски с них тоже отправляли, – сделал неожиданный вывод один из мальчуганов. – Буквы же есть!».

Детский сад № 19 «Брусничка» был открыт 40 лет назад, в этом году у него юбилей. В общей сложности его посещают более 300 маленьких мурманчан. Для них открыты 13 групп, четыре из которых ясельные и одна – для детей с особенностями здоровья. Ежедневно с малышами занимаются более 30 педагогов, многие из которых имеют высшую квалификационную категорию. Учреждение неоднократно становилось победителем и призером городских смотров и фестивалей.

 

Юлия РОМАНОВА.

gorod@vmnews.ru

Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.