Мурманская гимназия № 1 выиграла миллион рублей в конкурсе на получение грантов для реализации инновационных проектов. Эти средства пойдут на развитие технической базы учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Свое конструкторское бюро
Воспитанием будущих инженеров занимаются Константин Белоушко, педагог дополнительного образования и учитель физики, а также Олег Трусов – учитель технологии. Константин Евгеньевич кроме основного предмета ведет факультативы по компьютерному моделированию, астрономии и программированию, а Олег Алексеевич – кружок «Техноград». За 10 лет совместной работы они превратили кабинет физики в конструкторское бюро, а мастерские – в станочный парк, чтобы можно было проходить весь производственный цикл: от идеи к готовой модели или устройству.
Грант даст им возможность закупить современное оборудование с числовым программным управлением: лазерный станок для резки по фанере, оргстеклу, пластику и ткани, фрезерный станок для изготовления объемных деталей и 3D-принтер, который позволит создавать любые детали по желанию разработчика. Кроме трех станков с компьютерами будут заказаны еще и комплекты деталей для авиамоделирования и симулятор для отработки навыков управления летающими моделями.
Гаджеты против выжигателя
В гимназии уже два года работает мобильный компьютерный класс, гимназисты активно пользуются интерактивными досками и мультимедийными проекторами, электронным планетарием и программируемыми микроконтроллерами.
– Приобщать школьников к научной деятельности я начал с подготовки их к олимпиадам и конференциям, – рассказал Константин Белоушко. – Считаю, что это необходимо, ведь десяти–, одиннадцатиклассники часто зациклены только на сдаче ЕГЭ. В итоге абитуриенты оказываются подготовлены совсем не так, как хотели бы преподаватели вузов. Приобщать к научной деятельности их уже поздно. Да и в старших классах тоже. Самоопределение личности должно произойти раньше.
– Очень многие дети сейчас – потребители, которые не умеют ничего делать руками, – досадует Олег Трусов. – И нередко родители считают, что их ребенку не нужны уроки технологии или точные дисциплины. Некоторые меня просто шокируют. «Не волнуйтесь, мы пристроим ребенка», – говорят они. Вот и получается, что у пятиклассников – уверенных пользователей гаджетов – обыкновенное выжигание вызывает настоящее потрясение!
По наблюдениям учителей, ученики младших классов легко отвечают на вопрос «Кем хочешь стать?», но с возрастом дать ответ им становится все сложнее. До 6–8 классов среди них много отличников, участников конференций, олимпиад, а за месяц до поступления в вуз одиннадцатиклассник не знает, куда идти. И часто действует по принципу «пойду куда возьмут».
От елки – к часам, от радио – к спутнику
Дабы свести к минимуму такие последствия школьного образования и воспитания детей, Олег Алексеевич и Константин Евгеньевич привлекают к техническому творчеству учащихся как можно раньше. Однако усидчивости и мотивации хватает немногим. В гимназии № 1 информационно-техническими исследованиями активно занимаются около 15 человек. Кроме того, на факультативы приходят ребята и из других учебных заведений.
– Я хотел подтянуть свой технический уровень, чтобы в десятый физико-математический класс поступить, – объясняет Артем Бабаян, ученик девятого класса гимназии
№ 1. – Мы с одноклассниками Валерой Маренковым и Даниилом Белореченским занимаемся здесь уже полтора года. Друзья иногда приходят, но через месяц – два обычно у них пропадает желание, когда понимают, что надо учить теорию, без которой практика невозможна.
– Иногда ребята больше общаются во время занятий, чем что-то собирают и паяют, но мало-помалу что-то получается для участия в конференции и личного портфолио, – говорит Константин Белоушко. – Умение представлять результаты своего труда, защищать свои проекты в будущем им пригодится в любой сфере жизни.
За последние полгода Артем, Валера и Даниил сделали светящуюся елку из светодиодной ленты, а недавно закончили работу над часами-табло.
Невидимая ткань
В одной мастерской с девятиклассниками трудятся их младшие товарищи – Максим Коновалов и Арина Муравейко, достигшие немалых успехов. Арина участвовала в выставке «Будущее Севера» с макетом спутника, который мог бы избавить Мурманск от полярной ночи, направляя солнечные лучи на город с помощью огромного отражателя в космосе.
– Теоретически это возможно, – уверяет восьмиклассница Арина. – Купол диаметром около 600 метров должен быть на высоте 600 километров, но в космосе много мусора, который может повредить зеркальную поверхность. Сейчас я ищу тему для нового исследования. Мне интересны невидимая ткань, контактная линза-фотоаппарат и экзоскелеты нового поколения.
Максим Коновалов недавно вернулся из Москвы с научной конференции. Там он демонстрировал свое исследование возможностей применения SDR-приемника начинающими радиолюбителями и в качестве учебного пособия на уроках физики. В Москве Максим получил рекомендацию на участие в летнем лагере «Академия юных» и свидетельство кандидата на участие в выставке научной молодежи Европейского союза в Лондоне. В ближайшем будущем мурманский любитель радиотехники планирует починить радиостанцию военного назначения, чтобы исследовать не только прием, но и передачу сигнала.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.
Если вы студент, у которого на носу сессия, но вы все еще не успели сдать реферат, предлагаем вам готовый реферат заказать по очень привлекательной цене. Выполним заказ любой сложности в строго оговоренное время.
Реклама.