Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Многие ли из нас легко смогут объяснить своим детям ответы на эти вопросы? Или, например, почему нельзя лгать? Ведь найдется множество весомых аргументов в пользу лжи, которая помогает избежать наказания или скорее получить желаемое. И только один – против: лгать плохо, безнравственно. Слабый аргумент, особенно после того, как ребенок спросит: «Почему плохо? И что значит «безнравственно»?». Или как объяснить ему, что брать чужое нельзя, если в современных фильмах зачастую мы видим обратные примеры?
Выбор – за родителями
Помочь родителям сформировать у детей психологическую защиту от зла, лжи и других социальных болезней, сегодня может школа. Точнее, уникальный в своем роде предмет «Основы религиозных культур и светской этики» – ОРКСЭ.
В отдельных образовательных учреждениях в рамках эксперимента его изучение началось в 2012 году, а в 2014-м приказом Министерства образования и науки РФ его ввели в учебный план и теперь в обязательном порядке изучают во всех школах страны. Учителя говорят с детьми о морали, душе, совести, обязанностях человека, раскрывают перед ними смысл традиционных нравственных заповедей.
– Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) реализуется в четвертых классах общеобразовательных учреждений, – говорит Светлана Корнева, начальник отдела общего образования комитета по образованию города Мурманска. – Ученикам предлагаются следующие модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Модуль учебного курса ОРКСЭ выбирают родители, посоветовавшись с детьми.
Вопрос выбора модуля перед папами и мамами третьеклассников стоит уже сейчас. Как раз в эти дни им предстоит определиться, какое из направлений будут изучать их дети в следующем году.
– Существует регламент выбора родителями одного из модулей ОРКСЭ, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации, – рассказывает Светлана Белецкая, заместитель директора школы № 49. – Не менее чем за неделю до родительского собрания на сайте школы размещается информация о курсе. С ней познакомиться могут все желающие. Затем на родительском собрании мы еще раз рассказываем про этот курс, показываем презентацию, где раскрывается содержание каждого направления, знакомим с учебниками. Родители, определившись с модулем, письменно фиксируют свой выбор в заявлении.
Без оценок и домашних заданий
В Мурманске большинство родителей выбирают для своих детей относительно нейтральный модуль. Так, около 1800 четвероклассников города сейчас изучают основы светской этики. Меньший процент – основы православной культуры. На третьем месте по популярности стоит изучение мировых религиозных культур. А преподавания исламской, иудейской, буддистской культур в столице Заполярья и вовсе нет, так как ни один родитель не выбрал эти модули для своих детей.
– В нашей школе № 49 дети изучают основы мировых религиозных культур, – рассказывает Светлана Викторовна. – Этот модуль демонстрирует детям все многообразие конфессий народов, проживающих в нашей стране, разъясняет, что существует не только церковь, но и синагога, пагода и другие храмы разных вероисповеданий. Учебник построен в виде ромашки и дает общее понятия обо всех религиях. Причем в нем указывается, на какой территории РФ проживают люди, в большей части исповедующие ту или иную религию. Изучая данный курс, дети осознают многообразие народов России.
– На последнем уроке мы изучали разные религиозные праздники: Крещение, Рождество Христово, – говорит Софья Илюшина из 4 «В».
– Еще нам рассказывали про Курбан-байрам, – добавляет ее подружка София Свиргун.
– Нам очень нравится этот предмет, – подхватывает беседу Максим Шестопалов из 4 «А». – Мы погружаемся в историю, узнаем о жизни предков, о нашей Родине, о проповедниках разных религиозных культур и еще много-много интересного.
ОРКСЭ нравится школьникам не только потому, что предмет сам по себе необычный. Но и потому, что по нему практически не задают домашние задания и даже оценки не ставят. В школах его ведут учителя, прошедшие специальную подготовку. Как правило, это учителя начальных классов или истории.
– Во всех модулях ОРКСЭ в начале года идут одинаковые темы, – рассказывает Светлана Белецкая. – Детям рассказывают об истории России, что такое добро и зло, правда и ложь. Эти нравственные моменты во всех модулях и во всех учебниках практически одинаковые, они направлены на духовно-нравственное развитие ребенка. Причем часть таких уроков проходит в филиале № 17 детской городской библиотеки, с которой мы сотрудничаем. На творческих встречах школьникам в увлекательной форме, используя различные наглядные пособия, рассказывают о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.
– Я с удовольствием хожу на уроки ОРКСЭ, жаль, что будем проходить его только один год, в четвертом классе, – говорит Александра Шестернина из 4 «Б». – Мне кажется, этот предмет многое дает для общего развития.
Связующее звено
Курс ОРКСЭ, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, изучают на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. Он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия.
Древнейшие верования.
Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира.
Хранители предания в религиях мира.
Человек в религиозных традициях мира.
Священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре.
Религии России.
Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль.
Этика и ее значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре отечества.
Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства.
Что значит быть нравственным в наше время?
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали.
Этикет.
Образование как нравственная форма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Надежда ТУРЛОВА.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.