В Москве и Санкт-Петербурге семейное образование уже давно не воспринимается как экзотическое явление. Там на альтернативную форму обучения перешли тысячи детей, а в Мурманске такой способ получения общего среднего образования до сих пор в новинку. О трудностях, с которыми сталкиваются родители при переходе на семейное обучение, рассказала Мария Мамоненкова, воспитывающая двух сыновей – годовалого Ивана и семилетнего Жору.
В первый класс, не выходя из квартиры
О форме образования для старшего ребенка семья Мамоненковых начала задумываться, когда Жоре было пять лет.
– К тому моменту мы уже начали дополнительно заниматься дома – учили его читать, писать, стали изучать английский, – вспоминает Мария Владимировна. – Параллельно интересовались разными формами получения образования. В Интернете обнаружили, что в России активно развивается семейное обучение. И когда пришла пора Жоре идти в первый класс, мы уже твердо решили, что среднее образование он будет получать дома.
Первое сентября 2016 года для Жоры было обычным днем – без букетов, волнений, первого звонка и первой учительницы. Проходить программу первого класса он с мамой начал только в октябре, а в январе 2017-го уже был готов к аттестации.
– Не вижу смысла проводить ребенку по 4–5 часов в школе каждый день и тратить целый год на первый класс, – говорит Мария Мамоненкова. – К тому же сын посещает много кружков: хоккей 4 раза в неделю, театральная школа 2 раза, шахматы 3 раза. Если бы ходил в школу, от чего-то пришлось бы отказаться. Дома мы можем подстроиться под желания и темп ребенка. Если ему нужно будет конкретную тему проходить 2–3 дня, столько времени и уделим. И наоборот, если он за пять минут запомнил, что ча – ща пишется через «а», зачем нам тратить на это еще несколько дней?
Экзамен сдал!
Две недели назад Жора прошел аттестацию за первый класс, тем самым показав, чему научился дома за пару месяцев. Сдавать тесты по предметам ходил в обычную мурманскую школу, которая ближе к дому.
– Этого момента с трепетом ждали наши родные и знакомые, – вспоминает его мама. – Всем было интересно, что у нас получится. В итоге тесты он сдал легко, можно сказать, на «отлично», и все немного успокоились. Сейчас у Жоры каникулы, хочу, чтобы он немного соскучился по занятиям. А потом начнем проходить программу второго класса. Хотя, когда я ее просмотрела, выяснилось, что по математике и русскому языку мы практически все уже знаем, пением и ИЗО он плотно занимается в театральной школе, физкультуры ему достаточно на хоккее. Так что пройти программу второго класса трудности нам не составит.
Сейчас Жора увлекся всем, что связано с Великой Отечественной войной. Папа купил ему в книжном магазине энциклопедию по военной технике и рассказы на военную тему – их ребенок может читать сутки напролет.
– Мы стараемся поддерживать его интересы, – говорит Мария. – Одно время он любил собирать конструктор «Лего», мог по нескольку часов подряд этим заниматься. Сейчас увлекся шахматами, и мы отдали его в спортшколу, попросили преподавателя, чтобы он приходил к нам домой дополнительно. Главное понять, что ребенка интересует, и подогревать его желание, тогда все должно получиться.
Уроки по выбору
В Мурманске 102 человека находится на семейном образовании. Это и ученики начальной школы, и основной школы, и старшеклассники. Одни из них все дисциплины изучают дома, другие получают семейное образование только по некоторым предметам.
Частичный метод подходит, например, если ребенок дополнительно занимается английским языком на более глубоком уровне. И родители считают, что изучение иностранного в школе уже ничего не даст. Тогда они пишут заявление, что изучение английского языка выводят на семейное образование. В таком случае ученик посещает все уроки, кроме английского. А потом по этому предмету проходит промежуточную аттестацию.
НАША СПРАВКА
Действующий принцип семейного образования сформулирован в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В статье 17 этого закона сказано, что образование может быть получено и в организации, и вне организации, то есть в форме семейного образования и самообразования. Ответственность за качество образования в данном случае лежит на семье ученика.
Опыты в домашних условиях
Для Жоры день начинается в 6.30 утра. Сам встает по будильнику. Сам составляет себе список дел, которыми хотел бы позаниматься. Не всегда, кончено, все выполняет безупречно и четко по плану. Цель родителей – развивать у ребенка силу воли, самостоятельность, ответственность за результат. Поэтому в конце дня они вместе анализируют, что у мальчика получилось хорошо, а где следовало бы приложить больше усилий и настойчивости.
В семье Мамоненковых нет строгого графика обучения, но занятия ведутся каждый день. Пройденный материал Жора с мамой закрепляют во время прогулок.
– Пока младший сын Ванечка спит в коляске, я занимаюсь с Жорой, темы придумываю сама. Например, говорю ему слова, а он делит их на слоги. Или прошу поставить в них правильное ударение. Или играю с ним в числа: прошу назвать число, которое больше, чем 7 умножить на 5, но меньше, чем 7 умножить на 6, – делится секретами обучения мама.
Чтобы сыну привить любовь к учебе, Мария вечерами просиживает в Интернете и, как любой преподаватель, готовится к завтрашним урокам, стараясь найти интересный материал. И у нее это неплохо получается.
– Когда мы изучали полярного медведя, то проводили опыт, – радуясь, рассказывает Жора. – Мы взяли кастрюлю с холодной водой, кинули туда лед, потом, засунув палец в кусок сливочного масла, прямо так окунули его в холодную воду. Пальцу совсем не было холодно. Так и жир белого медведя защищает его от замерзания в холодной воде.
– Сейчас так много различных электронных ресурсов, что недостатка в материале не испытываешь, – говорит Мария. – Программу первого класса мы и вовсе прошли без учебников. Я выбрала для себя несколько сайтов, по ним и обучались.
Согласно законодательству ребенок в любой момент имеет право с семейного обучения перейти в обычную школу. Пока Мария в декретном отпуске с младшим сыном, вопрос об этом не встает. А дальше будут действовать по ситуации.
– Пока я сама справляюсь, но если я буду понимать, что мне не хватает времени, сил или знаний, мы всегда готовы пригласить преподавателя домой, – уверена Мария. – Впрочем, надеюсь, что к старшим классам большую часть материалов сын сможет изучать самостоятельно. Это вполне реально. Сейчас он сам читает географию за пятый класс. Ему это интересно. В учебнике, который мы купили, после каждой темы есть ссылки на разные Интернет-ресурсы, на которых можно дополнительно ролик по теме посмотреть или что-то еще почитать. Жоре очень нравится.
Образование детей – тяжелая работа
Мария Мамоненкова признается, что семейное образование дается им нелегко. Тяжело все время проводить только с детьми.
– Родителям, которые подумывают о том, чтобы своих детей перевести на семейное обучение, я бы порекомендовала все тщательно взвесить и трезво оценить свои силы. Если мама поймет, что ей тяжело заниматься с ребенком, приходится все время его заставлять делать уроки, то лучше отправить его в школу и вечером уделить ему время. С другой стороны, семейное образование позволяет больше времени проводить со своим ребенком, привить ему те ценности, которые вы считаете важными, наладить с ним эмоциональный контакт, – делится своим опытом Мария. – Когда переходишь на семейное образование, самое главное – объяснить ребенку, зачем нужны знания, почему нужно учиться. Тем самым развить его желание познавать этот мир. Пусть углубленно занимается тем, что ему интересно, и общается с теми, кто разделяет его интересы.
Химию осилит не каждый
Среди юных мурманчан, находящихся на семейном образовании, есть дети, которые успешно учатся дома с первого класса. Но хватает и обратных примеров.
Так, есть девятиклассники, которые не прошли итоговую аттестацию в прошлом году – не сдали по одному–два предмета. Сейчас они усиленно готовятся, чтобы участвовать в итоговой аттестации текущего года и получить аттестат. И есть такие семьи, в которых после неудачного эксперимента с домашним обучением было решено вернуть ребенка в школу.
В школах обычно пытаются отговорить родителей от перехода на семейное обучение. Ведь родителям кажется, что дать малышу программу начальной школы несложно, они вполне справятся. Но они не учитывают такой важный для его развития фактор, как социализация. Без полученных в школе навыков общения ребенок рискует вырасти замкнутым, с множеством комплексов. В выпускных классах ситуация уже другая – тут сложная учебная программа. И далеко не каждый родитель сможет с одинаковым блеском обучить ребенка и химии, и физике, и алгебре. И похоже, уговоры педагогов-профессионалов действуют. Никто из мурманских старшеклассников не ушел на полное семейное обучение.
Мамы и папы ответят за двойки
Школьники, обучающиеся дома, проходят аттестацию в любом образовательном учреждении Мурманска.
Они обращаются в школу, просят их зачислить экстерном для прохождения промежуточной аттестации, например, за шестой класс. Они могут прийти раз в четверть, раз в полгода или раз в год. В комитете по образованию Мурманска этих детей учитывают и отслеживают, как проходит их образование. Например, если дети пропустили промежуточную аттестацию, их начинают искать, выяснять причину пропуска. Ведь если ребенок не получает образование, то это является нарушением Семейного кодекса, потому что родители должны обеспечить право ребенка на образование. Тогда папу и маму через комиссию по делам несовершеннолетних привлекают к ответственности.
Надежда ТУРЛОВА.
Фото из архива семьи Мамоненковых и открытых Интернет-источников.
Вы задумываетесь об образовании вашего ребенка? Предлагаем вашим деткам получить образование в Чехии. Вас ждет чешская гимназия. Получение среднего образования в Чехии открывает перед вашими детьми много новых возможностей и перспективы поступления в лучшие вузы Европы.
Реклама.