Если бы дорога умела говорить, то про водителей автобусов, можно не сомневаться, рассказывала бы каждый день. А уж про автоколонну № 1118 давно бы сочинила большой роман. Впрочем, почему сочинила бы? Хотя уже и нет такого предприятия – Автоколонна № 1118 – но дорога и память остались. Дорога и есть открытая книга водительской жизни. И ехать по ней – все равно что листать годы, проведенные за автобусной баранкой, когда чуть ли не каждый твой пассажир знал тебя в лицо.
Иван Иваныч, Ты куда?!
Ивана Ивановича Германова, много лет водившего в Мурманске автобус второго маршрута, как-то временно перевели на «четверку». После поворота на Пяти Углах из салона донеслись недоуменные возгласы: «Иван Иваныч, ты куда?! Ты зачем сюда повернул? Нам же прямо ехать». Оказывается, пассажиры, увидев в лобовое стекло уже ставшего родным водителя, даже не подумали посмотреть на номер маршрута. Они-то точно знали, что Иван Иваныч возит жителей южных кварталов на «двойке». И Германов до сих пор с улыбкой вспоминает об этой истории. А если бы в сфере пассажирских перевозок существовал почетный знак «Безоговорочное доверие пассажиров», он бы наверняка уместился на водительском кителе Ивана Германова вместе с другими наградами. Например, с высочайшим знаком признательности профессионализма – «За безаварийную работу I степени». Шутка ли – 51 год за баранкой автобуса без единой аварии!
Ветераны мурманской автоколонны хорошо помнят годы бурного развития Мурманска в 60-е, 70-е. Тогда остановку «Улица Беринга» в сторону севера в водительской среде называли не иначе как «Казанский вокзал».
«Люди в часы пик спешили на работу, с работы, транспорт был перегружен, двери наших ЛИАЗов было не закрыть, пассажиры в буквальном смысле висели в дверных проемах, – вспоминает Михаил Белошеев, заместитель председателя Совета депутатов Мурманска, один из ветеранов автобусной автоколонны.
– И мы, молодые энергичные водители, помогали мурманчанам «утрамбоваться». Ставил автобус на ручник, выходил из кабины и проталкивал пассажиров в салон. Помню, на улице Беринга, где пересекались многие автобусные маршруты, в часы пик стояла вереница ЛИАЗов, из дверных проемов которых свисали люди. А рядом суетились водители – мы старались увезти максимальное число пассажиров. Ведь тогда личный транспорт был не у многих мурманчан. Вся надежда была только на автобусы и троллейбусы».
Пассажиры с запахом
Водители утренней смены тогда засыпали сразу после детской программы «Спокойной ночи, малыши!». Вставать-то надо было в 4 утра. Проспать на дежурный автобус, который развозил на работу, было никак нельзя – пешком к утренней смене не успеть. О молодых мурманских водителях автоколонны как-то снимали фильм, и один из них сказал: «Это непередаваемое чувство, когда после первого снега твой автобус первым в городе оставляет свои следы на дороге».
«В бытность водителем автобуса 19-го маршрута в ноль часов я забирал со смены работниц Мурманского коптильного завода, – продолжает Михаил Белошеев. – Заходили красивые веселые девчонки, и после них какое-то время по салону еще витал запах копченой рыбы. А после работников тарного комбината пахло лесом… А нас, самих водителей, с ночной смены домой развозил специальный дежурный автобус. Помню, едешь в нем, за окнами ночь, слушаешь байки коллег, так хорошо на душе… Вроде подъехал к дому, а уже и выходить не хочется».
Начал с Ленина, закончил Андерсеном
Когда-то их называли «молодежкой» автопарка. А на этой неделе Владимир Яковлев, Сергей Аристов, Михаил Белошеев, Иван Германов и Владимир Филин на пороге «Вечерки» появились, как и положено «автобусникам», без опозданий. Объяснили: «До сих пор живем четко, по расписанию. По-другому уже не можем!». Встречу приурочили к дню рождения родного города – они его вдоль и поперек изъездили. Причем не все – за баранкой.
Владимир Филин – один из лучших слесарей автоколонны, бригадир. А еще – самобытный резчик по дереву. У него целая галерея портретов! Сам про себя шутит: «Начал с портрета Ленина, закончил Андерсеном». Резьбой увлекся 35 лет назад, на выставке в областной научной библиотеке даже диплом получил за художественно оформленные разделочные доски. Сын Алексей на эти доски посмотрел и предложил: «Может, чей портрет вырежешь?».
В конце восьмидесятых увлечение сыграло свою роль. Филина стали звать резчиком в новоявленный кооператив. Обещали горы золотые! Это тебе не с коробками передач и сцеплениями под автобусами возиться. А шедевры создавать. В чистоте. Филин поверил. Пришел к своему тезке и начальнику – Владимиру Федоровичу Дзида и попросил расчет. Дзида лучшего слесаря автопарка отпускать не хотел. И как за спасительную соломинку схватился за его работы. Сказал: принесешь и покажешь мне, если понравятся – отпущу. В общем, отпустил.
«Через три месяца вернулся в родную автоколонну, – не без улыбки рассказывает Владимир Филин, проработавший в автопарке с 18 до 60 лет. – Больше не выдержал, ну не мое это на искусстве зарабатывать. То ли дело – моя бригада ремонта».
В автоколонне трудились гениальные слесаря. Об Анатолии Двинине до сих пор легенды ходят, что он по звуку определял, где в двигателе поломка. И за десятки лет работы ни разу не ошибся!
Отпускник на линии
Сергей Аристов, механик отдела технического контроля, каждое утро давал автобусам «визу». А вечером дотошно их проверял. Говорит, за каждый автобус головой отвечал! «На мне уголовная ответственность висела. Если вдруг ЧП на линии, «первый крайний» – механик, – говорит Сергей Васильевич. – А автобусы были перегружены сверх всяких норм, часто ломались. За один рейс в салоне перевозили до 120 человек!».
Через определенный километраж автобусы ставили в своеобразный профилакторий – проверить. Где рулевые тяги, где колодки поменять. «Обойщицы» перетягивали потертые временем и порезанные хулиганами дерматиновые обшивки сидений. Автобус из профилактория выходил на линию, как отпускник на работу. Почти как новенький!
Нашивки за классность
В советское время работа на пассажирских перевозках считалась элитной. Водители щеголяли в стильной профессиональной форме – фуражка, галстук, пиджак с нашивками. Нашивки означали классность. Три золотых полоски на рукаве носили водители первого класса.
«К 1980 году лучшим водителям автопарка сшили новую форму, в ней мы должны были поехать на Олимпиаду в Москву обслуживать немецкую делегацию, – вспоминает Иван Германов. – Но немцы из-за бойкота не приехали. И в этой новенькой парадной форме мы возили по улицам города обычных мурманчан».
А 9 мая водители автоколонны надевали военную форму. Здесь работало много ветеранов Великой Отечественной войны, и они садились за баранку в парадных мундирах и кителях, с наградами! О Николае Юрасове коллеги вспоминают с улыбкой. Ему, участнику сражений Великой Отечественной, каждый год в канун 9 мая предлагали взять выходной, встретить праздник в кругу семьи. Но Николай Трофимович неизменно садился за баранку автобусов, возивших мурманчан в Долину Славы. Шутил: «Смотрю на своих воевавших ровесников в зеркало заднего вида и думаю, какой я в медалях и орденах красивый и молодой!».
Чувство юмора
Заслуженный работник транспорта и автотранспорта Российской Федерации Иван Германов говорит, что автобусники не верят в приметы. Да их и не было. Зато чувства юмора – хоть отбавляй.
На медицинском осмотре медики каждое утро требовали анекдот. Шутили исключительно в ультимативной форме: «Не будет анекдота, не будет на линию «визы»!».
«Я им анекдоты про любовь рассказывал, бывало от смеха и давление померять забывали», – признается Иван Иванович.
Однако об автоколонне вспоминает с грустью. Говорит, хотел уволиться в ту же дату, что и устроился когда-то – 8 апреля. Это его день рождения к тому же. Но шел скандальный для автоколонны 2014 год. И в отделе кадров его «попросили» в отпуск. А потом предприятие развалилось. И Иван Иванович ушел с родного предприятия, так и не увидев зарплаты, отпускных и положенной в таких случаях выплаты двойного оклада.
Говорит, сейчас, на пенсии, частенько ездит в автобусе. Смотрит в окошко.
Любимая остановка – «Автопарк».
____________________________________
Автоколонна № 1118 – первое пассажирское автотранспортное предприятие Мурманска, оно моложе города всего на 18 лет. Весной 1934 года в Мурманске был открыт первый автобусный маршрут, который связал две городские окраины. Он начинался у кинотеатра «Северное сияние» (сейчас здание казначейства), шел через остановки «Мортехникум», «Площадь Пять Углов», «Ж/д больница». Конечной была «Улица Морская», сейчас это остановка «Улица Челюскинцев».
Первый пассажирский автобус в Мурманске вмещал всего 16 пассажиров.
А билет на поездку в нем стоил 75 копеек. Осенью того же года мурманский автомотопарк был объединен с конной базой, а еще через два года в городе появился второй автобусный маршрут – от проспекта Ленина до улицы Красной, теперь она носит имя Книповича.
Анжелика КОВАЛЕВА. kovaleva@vmnews.ru
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ и из архива Сергея АРИСТОВА.