Как определить, что в Мурманск пришла теплая погода? Есть множество вариантов: посмотреть на термометр, заглянуть в Интернет, в конце концов, выйти на улицу. А еще – чем выше градус по Цельсию, тем чаще за окнами слышно рычание мотоциклов. 

Какие правила зачастую нарушают заполярные байкеры? С чего нужно начать, если решил сесть за руль мотоцикла? И к чему приводит пренебрежение экипировкой? Об этих и других аспектах жизни на двух колесах рассказал «Вечерке» президент мотоклуба «Мурман Райдерс» Михаил Крапля.

 

20 метров полета

– Как давно вы в седле мотоцикла? С чего все началось?

– Все началось еще в Советском Союзе: молодость, «Верховины»… Двухколесную технику освоил еще до совершеннолетия. Первые катания были лет в 12–13. Потом не было возможности: учеба, работа, прочее... И уже ближе к 30 годам вернулся к мотоциклам. Начал кататься, увлекся мотоспортом. Теперь это мое хобби, на байке я отдыхаю.

– Кто в Мурманске чаще нарушает правила: молодые или уже опытные байкеры?

– Конечно, чаще молодые ребята – те, кто первый год катается. Очень многие ассоциируют мотоцикл с некой анархией. Да, мы говорим о свободе, она заложена в самой идее мотоциклизма. Но имеется в виду свобода передвижения, единение с природой, воздухом, пространством... Но определенные люди, садясь за руль, начинают путать понятия «свобода» и «беспредел». Зачастую, когда старые байкеры пытаются что-то сказать молодым: мол, нужно на площадку выезжать, нужно учиться, нужно соблюдать правила, те отвечают: «Да вы сами носитесь, как ненормальные!». На самом же деле опытные байкеры не ездят на красный свет, у них практически нет угроз лобовых столкновений, пересечений двойной сплошной. Среди них  много людей, которые в авариях потеряли друзей или сами побывали на больничной койке. Поэтому «старики» понимают цену бездумных действий на дороге.

Около 10 лет назад для мотоциклистов открыли проспект Ленина. И там никто не гонял сломя голову. Сейчас же молодые люди не совсем понимают, что они – часть социума, что вокруг есть еще кто-то.

– А вообще есть ли смысл учить чему-то молодых? Особенно если они этого не хотят…

– Есть. Все равно человек придет к пониманию, что нужно соблюдать правила. Просто нужно время. Часто получается, что люди сначала берут мотоцикл из-за скорости, а лишь потом осознают другую сторону мотоциклизма. Ведь это целая биосфера, это разные интересные люди. Никогда не знаешь, кто рядом с тобой, кем он работает, чем занимается. Здесь и разнорабочий, и генеральный директор крупной компании. И, казалось бы, такие разные люди вместе пьют кофе, болтают, курят.

– Доводилось ли вам быть участником аварии?

– В Санкт-Петербурге со своей полосы выехал автомобиль, не уступив мне дорогу, и – в лобовое. В последнюю долю секунды я успел выпрыгнуть из мотоцикла. Летел больше двадцати метров. Затем четыре месяца провел в больнице.

– Желание ездить не пропало?

– Это не единственная авария была.

– А сколько ж их было?

– Понятия не имею! Я после первого десятка не считаю, я ведь мотоспортом занимался.

 

За ошибку заплатит жизнью

– Не все мотоциклисты в Мурманске ездят, используя защитное снаряжение.

– Не все. Одного похоронили уже в этом году. Мы стараемся любому начинающему мотоциклисту рассказать, что нужна защита. И это не только шлем. У байкеров есть такая присказка: «Защиты много не бывает».

– А вы всегда ее используете?

– Нет, к сожалению. Я разгильдяй. Но шлем, перчатки, ботинки – обязательно. Без разговоров.

– А правда ли, что мотоциклисты недолюбливают автомобилистов и наоборот?

– Я этого не чувствую. На дороге неудобно тем, кто сам нарушает правила. Не надо разделять участников дорожного движения. А получается так: два автомобилиста колотят друг друга в лоб – это нормальная практика. Если же в аварии вдруг фигурирует мотоциклист, значит, обязательно он во всем виноват.

Самая большая проблема, что мотоциклиста хуже видно. Это явление описано и с точки зрения механики, и с точки зрения биологии. На автомобиле две фары. И это дает больше информации другому водителю о движении объекта, нежели одна фара на мотоцикле. У нас же бинокулярное зрение. Сложнее воспринимается скорость, расстояние до объекта.

Кроме того, чего уж греха таить, мотоциклы почти всегда движутся быстрее потока.

Но в аварии за любую ошибку мотоциклист заплатит своим здоровьем или жизнью. Так очень быстро лечится любое хулиганство на дороге.

 

И зимой, и летом

– Сегодня довольно просто купить себе байк. Как вы считаете, что нужно сделать перед этим? И вообще, всем ли стоит садиться за руль?

– Некоторым людям вообще не следует садиться за руль. Если вы хотите безопасно ездить на мотоцикле, вы должны «читать» дорогу наперед. Реагировать на изменения ситуации уже поздно. Если кто-то начал вас подрезать, это уже означает, что вы неправильно сориентировались. Чаще всего у женщин меньше дорожной практики. В большинстве своем женщины катаются от случая к случаю. Хотя я знаю девушек, которые ездят на мотоциклах так, что дадут фору многим парням. Но это редкость.

– Вам всегда удается «читать» дорогу?

– Нет, не всегда. С другой стороны, большой ездовой опыт позволяет избежать многих ненужных ситуаций. Правило «трех Д» (Дай дорогу дураку) никто не отменял. Некоторых водителей нужно объехать, к некоторым – не приближаться вовсе.

Если есть мысль купить мотоцикл, первое, что нужно сделать, – пойти в мотошколу и получить права. Во-первых, вам дадут мотоцикл, вы не будете ронять и бить свой. Кроме того, вы поймете, а надо ли вам все это. В мотошколе вы будете общаться с людьми и определитесь, какого плана мотоцикл вам нужен. Покупать байк, а потом бояться к нему подойти – не очень разумное дело.

– По погодным условиям Мурманск – не особо комфортный город для байкеров. Или если ты действительно хочешь ездить на мотоцикле, Крайний Север – не проблема?

– Вообще не проблема! Посмотрите вокруг: есть масса людей, которые путешествуют на мотоциклах и зимой, и летом. В конце концов, вспомните наших дедов. В деревнях на мотоциклах ездили круглый год: по бездорожью, без шипов, без подогрева. Сейчас для большинства людей мотоцикл перешел из разряда транспортного средства в хобби. И тут уже начинается: в хорошую погоду поеду, а в плохую сяду в машину. Если же ты готов ездить круглый год – вперед.

 

 

Если байкеры-нарушители – головная боль стражей порядка, то законопослушные мотоциклисты – отличные помощники в профилактике безопасности на дорогах. Сотрудники ГИБДД плодотворно работают с двумя мотоклубами – «Мурман Райдерс» (Мурманск) и «Северная стая» (Североморск).

Например, представители клубов посещают летние школьные лагеря, детские дома. Мотоциклисты рассказывают детям об экипировке, о технике, о ее особенностях. Они учат ребят, как должен вести себя водитель байка, напоминают правила дорожного движения. У детей восторг вызывает один вид мотоциклов, что уж говорить о возможности прокатиться.

Если кто-то из этих ребят, повзрослев, получит права и сядет за руль байка, то, возможно, именно нынешние советы бывалых мотоциклистов оградят молодого водителя от опасного лихачества на дороге.

В Мурманской области зарегистрировано примерно две тысячи мототранспортных средств. Больше всего байкеров – в крупных населенных пунктах, в том числе и в областном центре.

 

Со смертельным исходом

С начала года в Заполярье произошло 9 дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта, в которых пострадали 9 человек. Одно из них закончилось гибелью байкера.

Это случилось 31 мая в 18.40. 25-летний водитель мотоцикла «Велс» двигался со стороны Восточной объездной дороги в сторону улицы Планерной. Он потерял управление, двухколесный «железный конь» врезался в отбойник и опрокинулся. Мотоциклист получил серьезные травмы. Его доставили в реанимацию, однако байкер скончался. У парня не было водительских прав.

 

Екатерина БОГДАНОВА.

Фото из архива Михаила КРАПЛИ и мотоклуба «Мурман Райдерс».