Такие люди не выходят на пенсию. То есть де-факто она для них, конечно, существует. Но настоящие люди дела остаются таковыми в любом возрасте. Они не умеют стареть.
Такси в диковинку
Мурманчанин Сергей Чечеров – из таких. Офицер Северного флота, прославленный вертолетчик с огромным стажем, понял, что не в его это характере – сидеть на пенсии. Собрал единомышленников, таких же, как он, влюбленных в небо и авиацию офицеров-вертолетчиков. И создал первую в Мурманске и на Кольском полуострове компанию, предоставляющую услуги воздушного такси. Компания, едва открывшись, уже наделала шума. Еще бы! Для столицы Заполярья это пока в диковинку. Поднявшись в небо на вертолете, любой желающий может увидеть любимый город, любимую улицу, свой дом с высоты птичьего полета. А у влюбленных есть шанс после загса скрепить свои отношения в буквальном смысле на небесах. И даже свидетельство об этом получить. Это не говоря уже об уникальных обзорных полетах в любую точку Кольского полуострова, которые позволяют испытать в прямом и переносном смысле высокое чувство восторга.
Нет ничего невозможного
Разговаривать с Сергеем Чечеровым можно часами. Он живая легенда малой северной авиации. На его кителе – два ордена Мужества. Напоминание о былых заслугах. Сам-то он человек скромный. В разговоре о своих наградах может и не вспомнить. Говорит все больше о деле.
– Как родилась идея воздушного такси? – переспрашивает меня он. – Подобрался хороший коллектив единомышленников, его костяк – вертолетчики, офицеры запаса Вооруженных сил, которые в том числе служили и в горячих точках. Мы решили не сидеть на пенсии, а заняться общественно полезным трудом, организовать свое дело. Создали компанию воздушного такси. В перспективе готовы оказывать содействие гражданским службам по спасению людей, в частности, транспортировке пострадавших из труднодоступных мест Кольского полуострова в медицинские стационары.
В летной биографии Сергея Чечерова сотни санитарных и спасательных вылетов. Однажды во время шторма в Северной Атлантике ему пришлось, взлетев на вертолете с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», эвакуировать тяжелобольного матроса с большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко». Крен корабля достигал 20 градусов! Сергей Викторович сумел посадить вертолет, принять на борт больного матроса и взлететь всего за 15 секунд.
– А с борта сухогруза «Берег Надежды», который потерпел катастрофу у мыса Чемрай, пришлось эвакуировать раненого старшего механика. Скорость ветра достигала 30 метров в секунду. Когда вертолет завис над теплоходом, брызги волн долетали до кабины, – вспоминает Сергей Чечеров. – У меня даже перчатки были мокрыми от морской воды!
Только благодаря мужеству летчиков раненого механика удалось поднять с судна в люльке с прикрепленным к ней тросом в вертолет и вовремя доставить в больницу.
Как-то Сергею Чечерову довелось на Ми-4 прямо с борта корабля доставлять горячую пищу… полярникам. Он говорит, что для профессионального вертолетчика нет ничего невозможного. Вместе со своим 830-м вертолетным корабельным полком Северного флота Сергей Викторович выполнял как военные, так и гражданские задачи более чем в 120 странах. Ему, в частности, доводилось летать над водами Атлантики, Средиземного, Норвежского, Баренцева, Печорского и Карского морей, над морем Лаптевых.
– И после выхода на пенсию мне хотелось летать, любовь к авиации осталась. Она, видимо, на всю жизнь, – говорит Сергей Чечеров.
Уникальные места
Сергей Викторович и его коллеги давно заметили, что вертолетные экскурсии – очень популярное туристическое направление в Европе. В России его развивают такие мегаполисы, как Москва и Петербург. Там любой желающий, поднявшись в небо на вертолете, может увидеть городские районы с высоты птичьего полета.
– Такой вид услуг есть и на юге страны – в Краснодарском крае, в частности, в Сочи. А в Москве и Петербурге воздушное такси, например, еще и предлагает услугу «мимо пробок». Полет в аэропорт на современном небольшом вертолете «Робинсон» там обойдется в 30–40 тысяч рублей. Если учесть, что в нем три пассажирских места, то один билет будет стоить 10–13 тысяч, – рассказывает Сергей Чечеров. – Мурманск по масштабам в десятки раз меньше мегаполисов, но мы предлагаем экскурсии не только над городом, но и по всему Кольскому полуострову. Можно увидеть Кильдин, Рыбачий, Средний – любые уникальные места нашего края, красоту которых в полной мере можно оценить, пожалуй, только с высоты.
Незабываемые впечатления
Одна из услуг мурманского предприятия – так называемые свадебные полеты. Молодоженам, расписавшимся в загсе, предлагается провести первые часы совместной жизни в буквальном смысле в облаках. Можно улететь в любое уникальное местечко полуострова и провести там время вдали от любопытных глаз. Вертолетчики говорят, что у них по этому поводу даже родилась идея – вручать молодым в качестве сувенира свидетельства о том, что их брак действительно был заключен на небесах. «В загс на вертолете, как на лимузине, мы, конечно, доставить не сможем, – полушутя-полусерьезно замечают сотрудники предприятия, – но незабываемые впечатления от первых часов семейной жизни гарантируем».
– Сейчас стало очень модно отмечать свадьбы вертолетными полетами, - продолжает Сергей Викторович. – В Санкт-Петербурге, например, такой полет на вертолете «Робинсон», допустим, в город Пушкин стоит в среднем около 40 тысяч рублей. В Мурманске такая услуга стоит дешевле, особенно если полет закажут сразу две пары молодоженов.
Предполагается, что услугами нового предприятия заинтересуются и туристы. Тут готовы показать уникальную панораму Мурманска и Кольского края даже гостям из Китая, несмотря на сложности с переводом. Но и этот вопрос решен – с туристами из Поднебесной в полет могут отправиться сразу два переводчика: один, мурманский, переведет с русского на английский, а другой, китайский, с английского – на свой родной.
Пока забрать и высадить пассажиров в Мурманске перевозчик может только на вертолетной площадке в районе улицы Шевченко. Но в перспективе можно создать и другие «авиаостановки» – ведь вертолет способен приземляться на любую ровную поверхность.
Добавим, что полет проходит при скорости 150–190 километров в час на высоте около 500 метров. Для каждого из пяти пассажиров «эконом-класса» билет на часовую экскурсию обходится в 6 тысяч рублей. А воздушное путешествие в трехместном VIP-салоне стоит 10 тысяч рублей с пассажира.
Заслуженный летчик
Сергей Чечеров – заслуженный военный летчик России, в прошлом – заместитель командующего морской авиацией Северного флота, летчик-снайпер, полковник.
Таких асов, как Сергей Викторович Чечеров, в морской палубной авиации можно пересчитать по пальцам: общий его налет на различных типах вертолетов около четырех тысяч часов, в его послужном списке более 2500 посадок на палубы российских и иностранных военных кораблей и гражданских судов. Он был первым российским летчиком, который в ноябре 2009 года посадил транспортно-боевую машину Ка-29 на французский вертолетоносец «Мистраль», стоявший в Финском заливе. Всего он выполнил пять посадок на этот корабль. Свое мастерство он передал сотням летчиков морской авиации Северного флота.
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото из открытых Интернет-источников.
Для многих, покупка вертолета становится острой необходимостью. Ведь для решения бизнес задач требуется оперативность и мобильность. Выбрать вертолет можно на сайте https://tehclub.ru/katalog/vertoletyi/robinson/. Широкий выбор по самым привлекательным ценам.