Вот бы официанткой в «Арктику» пойти. Там такая яркая жизнь, сервированные столы, нарядные люди, громкая музыка. И Фиала красивая и веселая. Хрупкая барышня с копной волос. После архангельской глубинки, где она по горло в ледяной воде тяжелыми баграми с подругами сплавляла по Северной Двине связки бревен, ей так хотелось праздника! Душа пела! В 1945-м большая семья Гафаровых вернулась из эвакуации домой, в Мурманск. И ее, юную модницу, как магнитом тянуло в «Арктику». Но жизнь сделала поворот. Был разговор с первой учительницей Екатериной Хильтовой. О том, что педагогов в Мурманске здорово не хватает. И о том, что она, Фиала, прирожденный учитель. И Фиала после войны пошла поступать в педучилище. Про нее потом говорили: «Вся в дядю!». В дядю, то есть в Исхака Исмухамедова, в 20-х годах заведующего первой в Мурманске мусульманской школой.
Учителка, галоши потеряешь!
Мурманск времен ее юности неузнаваем почти, как и ритм жизни тех лет. Словно пытаясь его поймать, она года четыре назад в канун первого сентября отправилась по давнему знакомому маршруту – на конечную остановку 18-го автобуса, что на южных кварталах.
Именно там еще задолго до ее учительства, в 1933 году, открылась фадеевская школа. Разумеется, тогда автобусы так далеко не ходили, только электричка с вокзала. И выезжать из дома приходилось затемно. А если – не дай бог!–- проедешь свою остановку, то от поселка Лапландия, конечной электрички, до Фадеева ручья, где стояла одноэтажная школа, приходилось добираться пешком. По лужам, по грязи!
Первый раз в ранге учителя первого сентября 1948-го Фиала Александровна шла в школу в модном пальто, сшитом мамой из одеяла. На модельные туфельки предусмотрительно надела новенькие резиновые ботики. Вспоминает, как прыгала через лужи. А великовозрастные послевоенные ученики глазели на нее и кричали: «Эй, учителка, гляди, галоши потеряешь!».
Говорит, сейчас то местечко, где стояла ее фадеевская школа, не узнать! Современные жилые кварталы, от «деревяшек» и лачуг давно не осталось и следа. Она специально прошла по дворам, порасспрашивала жителей. Надеялась, а вдруг кто-то помнит ту деревянную одноэтажную маленькую школу, в которой она начинала свой педагогический век.
Но оказалось, уже не помнит никто.
Умная, красивая, как богиня!
Женька Гунбин с первого класса ходил у Фиалы Гафаровой в любимчиках. Рыженький, конопатенький, глаза озорные! Ему давно за 70, а он по-прежнему, как тот первоклашка, робеет перед своей первой учительницей. На встречу с выпускниками фадеевской малокомплектной школы домчал ее на личном авто. И по дороге вспоминал, какой она казалась умной, красивой, как богиня! А она – как пыталась отогреть души своих первоклашек, послевоенных мурманских ребятишек, мерзнущих по домам в бараках фадеевского поселка, вечно голодных.
За праздничным столом послевоенные первоклашки, уже перешагнувшие семидесятилетний рубеж, трогательно вспоминали, как 60 лет назад летели в школу в стареньких разбитых сапогах, фуфаечках, перешитых маминых платьицах. Как сжимали подмышкой сетку с учебниками, как грелись у теплой школьной печки – дома-то была холодрыга! Как на переменках весной собирали сохранившуюся под снегом бруснику – вкуснятина! И как после занятий не хотелось домой – оклеенные газетами барачные стены, наспех сколоченные топчаны, вечно холодная, казалось, печка.
Центр всех городов
Мурманские ветераны педагогического труда говорят, что этот случай беспрецедентный. Еще ни разу за всю историю мурманского образования школьные выпускники и их первая учительница не встречались спустя шесть десятков лет. Нам очень приятно, что эта встреча состоялась «по вине» «Вечерки». Что она произошла в канун дня рождения любимого Мурманска и стала одной из интриг проекта, ему посвященного.
Идея встречи первых выпускников старейшей в Мурманске фадеевской малокомплектной школы со своей первой учительницей Фиалой Гафаровой в общем-то родилась спонтанно. В исторической рубрике конкурса, посвященного 95-му дню рождения города, выпускники прочитали зарисовку о своей школе и учительнице, влились в проект «Вечерки» и решили встретиться!
Лидия Ларькина, вместе с которой тогда на торжество пришли трое внуков, вспоминала, как получила четверку по рисованию из-за того, что не смогла раскрасить рисунок о своей мечте – осеннем фруктовом саде. Набор цветных карандашей в послевоенной школе по ценности можно приравнять сейчас, пожалуй, только к космическому кораблю. Этот рисунок третьеклашки так и остался в памяти на всю жизнь черно-белым. Еще вспоминали продовольственные талоны, школьные подарки на Новый год – спасибо шефам с кирпичного фадеевского завода! – и карамельки в ярких обертках, совсем уж невероятное счастье. Малокомплектная фадеевская школа была для послевоенной мурманской детворы центром всех городов, центром вселенной.
Завтра, в день 90-летия любимой учительницы, ее ученики непременно напомнят ей об этой встрече. И признаются, что впервые за много десятков лет им удалось опять почувствовать себя первоклассниками.
Несгибаемый характер
Девяносто – это правда не возраст для педагога, для настоящей мурманчанки, для человека с, кажется, стальным, несгибаемым характером. В эвакуации во время войны, старшая в семье, она тут же пошла работать в совхоз в архангельской деревушке. Научилась там всему – сеять, веять, косить, молотить. А когда маме – истощенной трудом, заботой о пяти ребятишках и болезнями – пришла повестка на лесозаготовки, вместо нее туда отправилась она, хрупкая девочка. «Все тогда было во имя Победы. Это, наверное, и помогало выжить, – она вспоминает. – И еще люди. И в войну, и в послевоенные годы они были родными, помогали, поддерживали. Это наша огромная ценность, и ее необходимо беречь». День Победы семья Гафаровых встретила в Нарьян-Маре. Там юная Фиала работала, резала хлеб, который был тогда по карточкам. Когда выяснялось, что где-то она ошиблась и драгоценных граммов не хватает – родные, которым и самим-то едва хватало хлеба, отдавали свои карточки. А иначе как? Поступить по-другому она не могла. Ее честность и ответственность впечатляли. В Нарьян-Маре Фиалу уже было решили перевести работать на продовольственный склад, что тогда было сродни приговору – столько людей оттуда прямо с рабочего места увозили в тюрьму. Но война закончилась. Отгремели праздничные салюты, и семья вернулась в родной Мурманск. |
Секрет ее молодости
Один из секретов ее вечной молодости в том, что она училась почти всю жизнь. Многочисленные курсы, вечерний университет, два высших образования, семинары и конференции – на все у нее хватало времени, энтузиазма и трудоспособности. Ее любимым педагогом был и остается Михаил Погодин. Когда в 60-е годы Фиалу Александровну пригласили работать в Мурманский институт усовершенствования учителей, который он возглавлял, творческая и исследовательская жизнь там била ключом. Погодин никому не давал застояться на месте, от всех требовал полной отдачи. И вскоре на работу института обратили внимание ученые Академии педагогических наук страны. Мурманск практически стал экспериментальной площадкой для исследования проблемы «Коллектив и личность». В институт приходили письма из Вологды, Брянска, Горького, Череповца, Норильска. Педагогов приглашали поделиться опытом в самые разные республики СССР.
|
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ и Константина БРАЙЦЕВА.