Корреспонденты «Вечерки» продолжают серию интервью с депутатами Совета депутатов Мурманска. Наш сегодняшний визит – к Сергею Коробкову, генеральному директору АО «Электротранспорт». Стандартная «трешка» в панельной девятиэтажке. В гостях у Ольги и Сергея Коробковых невестка Ольга с внуками – 12-летней Настей и двухлетним Темой. Младший сын Вадим уехал на рыбалку. Старший Алексей с семьей живет в Нижнем Новгороде.
Всего один день
– Сергей Евгеньевич, вы родом из Владимирской области, из Киржача. Этот город навсегда связан с советской космонавтикой, с ее славными и трагическими страницами…
– Да, у нас находился испытательный аэродром, мы всех наших первых космонавтов видели не один раз, многие мечтали стать космонавтами. А когда совсем недалеко от Киржача во время тренировочного полета погиб Юрий Гагарин, мы никак не могли в это поверить. Надеялись на чудо, думали, что ему удалось выжить. Космонавты часто приезжают на место гибели первого космонавта Земли.
– Вот вы окончили школу, совсем рядом Владимир, рядом Москва, много возможностей для того, чтобы получить высшее образование, но вы выбрали Мурманск, высшую мореходку. Почему?
– Да, многие мои одноклассники поступили во Владимирский политехнический институт. А я подумывал о том, чтобы стать профессиональным спортсменом. А Мурманск? У меня были очень теплые отношения с моим дядей, одним из первых выпускников высшей мореходки. Он жил и работал в Мурманске и сообщил мне, что недавно открылся новый факультет – электромеханический. И посоветовал мне поступать туда. Я подумал и поехал в Мурманск. На Север приехал впервые. Это был ужас! Улетал из Москвы – 30 градусов тепла. Прилетел в Мурманск – аэропорт тогда был в Килпъ-Явре – снег, вокруг заснеженные сопки, а я в одной рубашечке. Это было сильно! Север сразу заявил о себе. В мореходку я поступил. Факультет оказался очень сложным, хотя, конечно, везде были свои трудности. Но и на веселье времени хватало – на каждом факультете был свой вокально-инструментальный ансамбль.
– Вы окончили мореходку в 1976 году. Тогда было распределение. Вы должны были, как я понимаю, пойти в море, а вы оказались в троллейбусном парке.
– Это целая история (супруга Сергея Ольга наливает нам чай, смеется и говорит мужу, чтобы рассказал все, особенно про Владивосток. – Прим. автора). Распределение у нас было 31-го числа. Месяц не помню, да это и не важно. У нас до распределения было 2 недели, а я уже был женат, и сынишка родился. Решили мы на эти две недели съездить в Киржач, в «родовое гнездо». И съездили. Вернулись, а мне и говорят, что распределение было вчера. Оказывается, дату поменяли, а тогда никаких мобильных не было, адреса нашего в Киржаче не знали. Короче говоря, меня без меня распределили в Архангельск. Да при этом еще и заявили, что проявили чуткость, решили не наказывать за отсутствие на распределении и не посылать во Владивосток, а ограничиться Архангельском. Поехал я в Архангельск, в тамошний траловый флот. Встретили молодого специалиста без энтузиазма. Оказался я не нужен, и мне сказали: «Если хочешь, уезжай обратно». Я и вернулся в Мурманск. Брат Ольги работал в управлении троллейбуса водителем. Он и сказал, что в энергохозяйстве есть вакансия. Меня взяли. А тогда с распределением было очень строго, но я собрал все необходимые справки, все было сделано официально, и я начал работать в управлении троллейбуса.
Одна запись в трудовой книжке
– Получается, что у вас в трудовой книжке всего одна запись – принят в 1976 году в управление троллейбуса города Мурманска. А не скучно работать на одном предприятии всю жизнь?
– Да нет, что вы! Не то что не скучно, а, я бы даже сказал, весело. И чем дальше, тем веселее. Говорю на полном серьезе. В разное время совершенно разные задачи, и часто приходится что-то решать заново. Хорошо, что я прошел практически все должности. Мастер, старший мастер, начальник службы энергохозяйства, заместитель начальника, а в 1986 году стал начальником. Тогда таких молодых руководителей не было, все удивлялись.
– Какая была ваша первая реакция, когда вам в «Электротранспорт» передали автобусы: «За что мне это?» или «Ух, сейчас развернусь!»
– Человек я опытный и сразу понял, сколько работы предстоит, но на деле ситуация оказалась еще хуже, чем я думал. Так что до настоящего времени все вопросы еще не решены. Вот в конце лета планируем ввести новое автобусное депо. Ведь сегодня у нас два депо: одно на 50 машин, второе – на 100. А обслуживается в них сегодня 230 единиц транспорта. Уже очень много сделано, перестроено. Огромная проблема – обновление автобусного и троллейбусного парка. Одна из основных. Троллейбусы сегодня стоят необоснованно дорого. Буду прямо говорить – они не стоят таких денег. Во всем мире муниципалитеты помогают своему городскому транспорту. В 2009 году мы акционировались. Это было правильное решение. 100 процентов акций принадлежит городу, и город не собирается с ними расставаться.
Два портфеля
– У вас столько забот на основной работе, а вы еще начиная со второго созыва депутат горсовета…
– Ну, строго говоря, депутатом Мурманского горсовета впервые я стал еще при советской власти, в 1990 году. Это были первые свободные выборы в России. Я прошел с трудом, было очень много желающих. Помню, что получил 50,9 процента голосов. Совет был большой, сто человек, и очень разношерстный. Было много балаболов. Ну а потом уже был новый горсовет, тоже достаточно разношерстный. И мы прямо на заседаниях решали вопросы, споря до хрипоты, хотя должны были всю эту работу проводить в комиссиях. Да часто и не по теме спорили. Сегодня же вопросы обсуждаются на комиссиях, а практически уже готовое решение выносится на заседание Совета. И это правильно. В новый Совет я шел, толком не зная, что придется делать. Я только знал, что это большая ответственность. И вот что во втором созыве, что сейчас в пятом, я стараюсь планку этой ответственности перед мурманчанами не опустить. И сознаю, что кредит доверия мурманчан у меня есть. На последних выборах по моему округу на место в горсовете претендовало 18 человек. И я набрал 58 процентов голосов.
– Кредит кредитом, но вам что, мало работы по основному месту работы? Да еще и спорт, да еще и горсовет?
– Работы очень много. Вот стоят два портфеля. Содержимое одного я вчера полностью просмотрел, а сегодня, в воскресенье, изучу содержимое второго. В них то, что не закончил за рабочую неделю. И в выходные, если я только куда-нибудь не уезжаю, так бывает всегда.
– А вам нравится жить в таком ритме?
– А я в другом уже не могу жить. Люди все устроены по-разному. Я вот устроен так. Мои близкие могут подтвердить, что даже в отпуске мое утро начинается с селектора. Просто слушаю, что произошло. Не вмешиваюсь – я же в отпуске. Я в любом случае отдыхаю, но в курсе дел, знаю, что в мое отсутствие предприятие будет работать нормально. В команде я уверен. Но ведь есть проблемы непреходящие. Например, текучка кадров, особенно среди кондукторов и водителей автобусов. Удивляет слабая подготовка водителей автобусов. Приходят на нашу комиссию и не могут сдать экзамен. Есть желание самим заняться подготовкой водителей автобусов. Мы над этим работаем.
Традиция жениться
– Давайте совсем коротко о спорте. Вы вице-президент областной федерации хоккея с мячом. «Мурман» будет в новом сезоне играть в Суперлиге? Или мы не готовы, в первую очередь финансово?
– Отвечу так: поживем – увидим. Не будем гнать лошадей. Буквально две недели назад, по окончании сезона, мы обсуждали этот вопрос. Сейчас и в Федерации хоккея с мячом России ситуация довольно сложная. Есть темные моменты, которые надо решать, чтобы поднимать популярность русского хоккея. Вот совсем недавно проиграли финал мирового первенства шведам. Думаю, что чемпионом мира стал тот, кто больше хотел, но наша сборная на сегодняшний день сделала все, что могла.
– Вы очень рано зажили семейной жизнью: студенческий брак, рождение первого сына…
– Традиция это нашей семьи. И у старшего сына студенческий брак. С будущей женой они вместе учились в Нижнем Новгороде в Академии МВД (тогда это была высшая школа милиции). Туда поступить было очень трудно. Меня спрашивали, как это ему удалось. Отвечал, что сам не знаю, поехал один, сдал экзамены и поступил.
– Вашему старшему сыну уже 40 лет. А в вашей официальной биографии написано: женат, воспитывает двоих сыновей. Ему 40 лет, а вы его все еще воспитываете?
– Ну, воспитывать иногда приходится (смеется), как же без этого, так что правда написана. Алексей уже вышел на пенсию в звании подполковника полиции, продолжает работать в юридических структурах. А ваши сведения обо мне немного устарели. Внуков у меня не двое, а трое – вот он, двухлетний Тема бегает. Старший внук уже женился, я же говорю, что ранние браки – традиция семьи Коробковых. А в декабре прошлого года я стал прадедом – у нас теперь есть Вадим Коробков-младший (прадеду 62 года, он молодо выглядит, спортивен, подтянут, серьезен и улыбчив одновременно. – Прим. автора).
– А вы какой дед? Который все позволяет?
– Нет. Все позволять нельзя. Приходится воспитывать иногда. Но ведь сердце – не камень. Вот они – Настя и Тема. Очень хорошие, особенно Тема талантливый. У младшего сына, Вадима, тоже ранний брак. Традиция!
Андрей ПРИВАЛИХИН.
Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ и из личного архива Сергея КОРОБКОВА.