В Мурманске издается не так много работ, посвященных оценке архитектурного облика города или его отдельных объектов. Но недавно на прилавках книжных магазинов появилась книга «Памятник Ждущей в Мурманске». Правда, если открыть первую страницу, то мы увидим в дополнение к заглавию длинную приписку: «Роль общественности в монументально-скульптурном оформлении г. Мурманска на примере памятника «Ждущая». Так о чем все-таки книга Алевтины Самсыки? Давайте разбираться.
Время, назад!
История создания памятника берет начало в середине 1970-х годов, когда мурманский поэт Виктор Тимофеев, в то время штурман «Мурмансельди», написал поэму «Сентиментальная вахта». Поэма была опубликована в 1984 году. В том же году поэт обратился в горисполком Мурманска к Владимиру Горячкину с идеей установки памятника, посвященного всем женщинам, ожидающим возвращения из морей своих близких. Предложение заинтересовало руководство города, и в 1986 году был проведен конкурс эскизов памятника. Было представлено множество работ, однако реализовать проект в то время не удалось. В 1990-е годы снова был объявлен конкурс эскизов памятника, и в 1998 году даже был определен его победитель. Однако сложная экономическая обстановка в стране в очередной раз не дала возможности воплотить идею.
Летом 2011 года почетные граждане города Борис Веллер и Николай Гуцкалов, поддержанные Союзом рыбопромышленников Севера, вновь подняли вопрос об установке памятника. Администрация города поддержала инициативную группу, был создан оргкомитет, и 10 ноября 2012 года состоялось открытие памятника.
Что имеем, то и обсуждаем
И вот спустя шесть лет председатель региональной общественной организации «Мурманское Рериховское общество» Алевтина Самсыка вновь обращается к этой теме, но уже как беспристрастный арбитр. В оценке памятника автор отталкивался от увиденного, а не от желаемого. И в этой объективности главное достоинство работы.
– Я не ставила перед собой задачи кого-то поругать, а кого-то похвалить, – говорит Алевтина Анатольенвна. – Воспринимала скульптуру такой, какая она есть. В позе статуи передано глубокое витальное движение, движение-переживание, экспрессия. Платье классического покроя, правда, не совсем современного, плотно облегает фигуру молодой женщины, полы расстегнутого плаща откинуты ветром назад. Но что значит современность одежды в скульптуре? Представим себе, что пройдет еще 20–30 лет, и живущим после нас будет вообще неактуальна современность одежды этой статуи, ведь для них она все равно будет из прошлой эпохи. А вот эмоции, исходящие от памятника – символа любви и верности, будут актуальны всегда.
Минутку! Неужели памятник такой идеальный, что в нем не нашлось никаких изъянов?
– Установка памятника в городе требует особого подхода, – считает Алевтина Самсыка. – Каким он должен быть? Понятным всем или же изысканным произведением искусства, которое должным образом способен оценить только специалист? Возможно ли в одном проекте совместить и то, и другое? Опираясь на опыт Мурманска, описанный в моем исследовании, можно сказать, что это достаточно проблематично. Однако необходимо подчеркнуть, что и среди специалистов во время подведения итогов конкурса эскизов не было единого мнения. Споры вокруг этой скульптуры не утихают до сих пор. В данном случае можно сделать вывод, что победным оказался голос общественности.
Заранее ничего не знала
И вот тут мы подходим к самому интересному. Когда Алевтина Самсыка приступала к своей работе, она ничего не знала о памятнике «Ждущая». Сначала у нее проявился искусствоведческий интерес к монументально-скульптурному оформлению Мурманска. Начать исследование этой темы она решила с памятника Защитникам Советского Заполярья. Закончив работу, посвященную этому мемориалу, она думала, о чем писать дальше. Тогда ей подсказали, что совсем рядом есть еще один памятник. И Алевтина Анатольевна поехала туда. Посмотрела на памятник «Ждущая», обошла его, потрогала. Прогулялась по смотровой площадке. И…
– А дальше я решила изучить информацию по истории «Ждущей», – вспоминает она. – Хотя бы для того, чтобы самой не изобретать велосипед и не повторять тех выводов, что были сделаны до меня. И тут я наткнулась на абсолютно мне неизвестные факты. Я ничего не знала о конкурсах 80-х годов прошлого века. Откровением для меня как для человека, который не так давно живет в Мурманске, стала и полемика в СМИ о том памятнике, который сейчас установлен.
Тогда Алевтина Анатольевна отправилась в библиотеку и добросовестно изучила все материалы конкурса 80-х годов. Затем 1998 года. А потом так же дотошно прошлась по работе комиссии 2011–2012 годов. И книга начала толстеть.
Только факты
Как человек, имевший прямое отношение к работе оргкомитета по созданию памятника «Ждущая» в 2011–2012 годах, могу с уверенностью сказать, что автор книги проделала очень большую работу по воссозданию истории памятника начиная с 1986 года. И весь этот богатейший фактический материал читатель может увидеть под одной обложкой. На каждый проект Самсыка дает развернутый искусствоведческий анализ. Таким образом, читатель может сравнить идеи скульпторов 1986 года с замыслами их коллег 1998 и 2011 годов. И сделать собственные выводы.
С большим интересом читается описание полемики вокруг проектов памятника, развернувшейся в мурманских СМИ в 2012 году. И здесь верная своей привычке предоставлять читателю максимум информации Алевтина Анатольевна также скрупулезно приводит выдержки из газетных статей. Много внимания уделяется работе СМИ по освещению конкурса проектов, организации голосования в Интернете и по телефону. Приведены даже статистические данные по количеству голосов, поданных за тот или иной проект.
Книга для всех?
По мере прочтения книги Алевтины Самсыки у меня все больше складывалось впечатление, что это отличный источник информации об интеллектуальной жизни Мурманска конца XX – начала XXI века. Мне кажется, книга в первую очередь будет полезна историкам, социологам и психологам, которые, возможно, когда-нибудь будут изучать особенности жизни, мышления, мотивации людей указанного периода.
Кстати, и сама Алевтина Анатольевна признает, что ее книгу все-таки должен читать человек образованный. И воспитанный. Чтобы уважать чужое мнение, даже если оно ему не нравится.
– В итоге получилось междисциплинарное исследование, в котором подняты вопросы истории, искусства и краеведения, – говорит Алевтина Анатольевна. – Поэтому книга имеет и столь длинный подзаголовок. «Ждущая» – уже история. Проблемная, но очень интересная. Об этом и моя книга.
Она была первой
Сегодня, спустя шесть лет после установки памятника, отчетливо видно, что возведение «Ждущей» положило начало широкомасштабному благоустройству города, которое продолжается и по сей день. Обновляются старые и создаются новые парки и скверы, появляется городская скульптура. А сколько детских площадок возвели во дворах!
Я немало посидел в архивах, изучая историю Мурманска, и могу с уверенностью заявить: такой кампании по благоустройству города не было никогда. А все началось со «Ждущей».
Андрей КИРОШКО.
kiroshko@vmnews.ru
Фото автора.