II фестиваль музеев Северо-Запада, который прошел в Мурманске, дал толчок развитию сотрудничества музеев и повод задуматься о тенденциях их развития. Он показал, что музей может быть не просто выставкой тех или иных экспонатов, но и площадкой, где весь день происходит нечто интересное.
Обереги и кружева
В течение трех дней на четырех этажах краеведческого музея участники фестиваля из 11 регионов проводили свои мастер-классы для всех желающих. Мастерицы из мурманского Дома ремесел учили делать куклу-оберег из ткани, представители Ловозера - из оленьей шкуры, гости из Великого Новгорода показывали, как можно вылепить цветок из глины, а петербурженки создавали средневековые украшения из… пластика. Девушки из Вологодской области плели кружева, а карелы показывали традиционный праздничный девичий костюм.
- Фестиваль в очередной раз доказывает, что музей – это не просто коллекция предметов, а впечатления, исследования и радость, которую мы получаем, прикасаясь к культурному наследию предков. В музее можно устроить много интересного! - считает Наталья Хозяинова, представитель Национального музея республики Коми. – Недавно мы проводили конкурс для молодых дизайнеров по разработке сувенирной продукции и убедились, что из старинных артефактов можно черпать вдохновение и для создания современных изделий.
Почетным гостем фестиваля стал петербуржец Дмитрий Мильков, один из наиболее авторитетных российских консультантов по вопросам поддержки и развития креативных индустрий.
- В Мурманске я бывал несколько раз, и этот заполярный город всегда тепло меня встречает, - рассказал Дмитрий. - Мои коллеги из разных регионов отзываются о Мурманске как о прекрасном комфортном городе, который движется в правильном направлении.
Почему отличные выставки имеют плохие афиши
По приглашению Дмитрия Милькова в Мурманск прибыл Сергей Старостин, собиратель и исполнитель русского фольклора, актер, музыкант и автор песен, обладатель множества различных премий и благодарности Президента России. В столице Кольского Заполярья он выступил как актер в спектакле «Морское сословие» и как этно-музыкант на творческой встрече с мурманчанами, которую открыл Дмитрий Мильков.
- Я объездил много стран и погружался в жизнь музеев за границей и в России, и наблюдения эти рождали у меня противоположные чувства, - признался Дмитрий. - С одной стороны – это искреннее уважение к музеям и их работникам, ведь музей — это не просто точка притяжения туристов, а место хранения исторических ценностей, воспитания детей и молодежи. А с другой стороны – чувство огромной досады и вопросы: «Почему музей выглядит так, а не иначе? Почему так мало посетителей? Почему отличные выставки имеют плохие афиши?».
По мнению Дмитрия Милькова несмотря на то, что у музеев, как и у архивов и библиотек есть функции сохранения и накопления материалов, музей должен вести диалог с публикой. Причем, на языке, понятном аудитории. Основная задача и сложность в этом – выстроить «мост» между прошлым и настоящим, интересно рассказать о былом современникам. Для этого необходимо организовать навигацию в музее, грамотное продвижение выставок и проектов в социальных сетях, привлекательно оформлять афиши и музейные буклеты.
Сергея Старостина Дмитрий пригласил на фестиваль как пример того, как можно профессионально и глубоко изучать прошлое, но оставаться открытым всему новому и уметь заинтересовать русской стариной даже молодежь.
- Я не применяю слово «прошлое» к нашему историческому наследию, на котором построена культура, - отметил Сергей Старостин. - Мы совсем не далеко от нее ушли. Современные технологии меняют жизнь, но не кардинально. А ведь передача информации из уст в уста - даже сейчас один из самых надежных способов ее сохранения.
Во время творческой встречи Сергей Старостин сыграл на гуслях и рожке и исполнил одну из потешек-скороговорок, которую бабушка ему проговаривала в детстве. По форме и длине она похожа на сказку-песню «Дом, который построил Джек», только ее герои - коза, волки, люди, быки, деревья, топор, горы, черви, а также смерть, огонь и вода.
- Вы понимаете, сколько функций выполняет эта потешка? – обратился к слушателям этнограф. – Развивает память, ведь всю ее надо было запомнить, развивает дыхательную систему и дикцию, чтобы четко и быстро проговорить каждый куплет желательно на одном вдохе. А сюжет и действующие лица создавали в голове ребенка целостную картину мира, где все взаимосвязано и гармонично. Сейчас многие не умеют общаться с детьми, которые погрязли в мире мобильных устройств. Раньше для этого была масса притчей, басен, небылиц, потешек, которые мы позабыли за последние 100 лет.
Павел СТЕПАНЕНКО.
Фото автора.