Впервые в истории областной научной библиотеки читатели расхватали новые книги еще до того, как их внесли в католог! Организованная группа библиофилов разорвала коробки с научно-публицистическими изданиями на глазах у библиотекарей. И пока одни фанаты чтения упивались строками заветных томиков, другие играли на пианино без рук на время.
Чем чтение похоже на прогулку?
До сих пор «научка» не сталкивалась с подобным поведением посетителей. Все это произошло во время презентации книг издательств «Гараж» и «AdMarginem». Она проходила в виде перформанса, который устроили художница Дарья Орлова и музыкант Тимур Мизинов из творческого объединения «Самосвал на реке».
Дарья начала встречу с чтения вслух одного из произведений в очень необычной манере. Листая страницы, она зачитывала отдельные предложения, фразы, слова и даже пропевала буквы под музыку, которую на лету создавал Тимур с помощью специальной программы на планшете. Понять смысл прочитанного и самого действа было невозможно.
Закончив свое неординарное выступление, девушка объяснила, что ее метод чтения был основан на психогеографии Ги Дебора. Он любил гулять по городам, составляя маршруты случайным образом. Дарья решила применить этот принцип к чтению книги, посвященной исследованиям Ги Дебора.
После этого девушка предложила всем желающим вскрыть коробки с книгами, только что поступившими в библиотеку, и выбрать те, которые понравятся. Участники перформанса с удовольствием разрезали картон и достали около сотни книг о современной культуре, театре, кинематографе, архитектуре, фотографии и теории новых форм коммуникации. Среди них было немало изданий с интригующими и даже провокационными названиями. Например, «Как ходить в музей», «Прекариат. Новый опасный класс», «Искусство наживать себе врагов», «Почему в искусстве так много голых людей?», «Искусство прокрастинации» и «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство».
– Эти книги привезла в Мурманск моя подруга, которая раньше работала в московском музее современного искусства «Гараж», где и получила эти издания, – рассказала Дарья Орлова. – «Гараж» дал книги абсолютно бесплатно, она их привезла, а я передала в дар библиотеке. Еще несколько книг отдал художник Хаим Сокол из своей коллекции, а мои знакомые принесли выпуски «Художественного журнала».
Четыре руки и ни единого звука
После того как все взяли себе по книге, Дарья пригласила участников встречи сесть поудобнее около фортепиано и, не отрываясь от чтения, послушать культовую пьесу Джона Кейджа «4’33”», которую она исполнит со своей подругой в четыре руки. Девушки сели за инструмент, взяли в руки старый механический секундомер, и с первым его щелчком прослушивание началось. Ни Даша, ни ее подруга ни разу не коснулись клавиш. Четыре минуты и 33 секунды они следили за стрелкой секундомера. Все потому, что по задумке автора содержанием произведения являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время прослушивания композиции. За историю своего существования пьеса «4’33’’» исполнялась как начинающими музыкантами, так и знаменитыми пианистами, и даже целыми оркестрами. В свое время это произведение стало настоящим открытием для поклонников современного искусства.
Через две–три недели все книги и журналы, переданные научной библиотеке, можно будет взять для чтения на дом.
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.