О черной икре
На выставку плакатов в Культурно-выставочный центр Русского музея я отправилась вечером, после работы, изрядно проголодавшейся. Видимо, поэтому по дороге туда в памяти всплыл знаменитый в советские времена бестселлер плакатного искусства с безапелляционным лозунгом Министерства рыбной промышленности СССР: «Заставляй себя есть черную икру!».
Это сейчас советский плакат с побудительным лозунгом и изображением банок черной икры стал хитом в Интернете. А когда-то в него не вкладывалось ни капли иронии. Икра осетровых считалась черным золотом, стоила 30 рублей за килограмм, была относительно доступной для советского человека. И трудящихся с помощью плакатов призывали включать полезный деликатесный продукт в семейный рацион питания.
В наши дни такую и категоричную, и вместе с тем наивную форму пропаганды представить уже сложно. За постсоветские десятилетия мы привыкли к рекламным слоганам, действующим более тонко, продающим не столько сам продукт, сколько образ жизни. Однако искусство пропагандистского социального плаката не кануло в Лету. Оно живет, развивается и становится все более популярным среди молодых мурманских художников. И именно таким плакатам, созданным юными и молодыми мурманскими авторами, и посвящена выставка в филиале Русского музея.
Об авантажном амбале
Мурманский художник Вероника Вологжанникова свои первые плакаты уже не помнит. Все они создавались в экстремальных условиях, в цейтноте, за считанные дни до открытия выставок. Озаряла идея – и рождался плакат.
– Рисовала по нескольку плакатов за сутки или двое, всегда тяну до последнего, это дает мне необходимый толчок, – признается она.
На выставке экспонируются лучшие работы молодых мурманских художников, собранные за 14 лет существования проекта, посвященного искусству плаката. Один из них – «С днем учителя!» – Вероника нарисовала, когда, еще будучи студенткой факультета культуры и искусствоведения Мурманского государственного арктического университета, начала постигать азы педагогики на практике в художественной школе.
Плакат полон своеобразной иронии – благодарный выпускник, изображенный в виде амбала с малюсеньким цветочком в руке, пытается выразить всю свою благодарность беззащитной одухотворенной учительнице, у которой, надо думать, за время обучения выпил немало крови. И вместе с тем работа вызывает трогательные чувства и эмоции, мысленно отсылает каждого зрителя к своим педагогам, которым хочется выразить признательность за столь благородный труд.
Несмотря на то, что Вероника Вологжанникова сама является учителем, для плаката она выбрала отстраненный, так сказать, стереотипный образ.
– Так сложилось, что я начала преподавать в художественной школе, еще учась на втором курсе университета. Мои первоклашки, которые были младше меня меньше чем на 10 лет, уже давно выросли. И все-таки, рисуя плакат к Дню учителя, я представляла себе педагога с огромным стажем работы, у которого были десятки выпусков, тысячи выпускников, очень хотелось передать их благодарность своему учителю, которая всегда жива в памяти, – рассказывает художник. – Не знаю, впишусь ли я сама когда-нибудь в рамки такого учительского стереотипа. Что называется, не загадываю. Я член Союза художников России, у меня много творческой работы, в том числе пленэры, художественные проекты, изготовление на заказ «сувенирки» из керамики. Сложно сказать, смогу ли я все это и дальше совмещать с педагогикой.
К слову, пока у Вероники это получается более чем удачно. Чего только стоит один учебный проект «Азбука».
О рамках и городских историях
Результатом этого необычного проекта стала одноименная коллективная работа первоклассников мурманской детской художественной школы, также представленная в экспозиции молодежного плакатного искусства. Каждая буква алфавита в этой азбуке – своя, мурманская. «А», к примеру, изображена в образе родного сердцу каждого мурманчанина памятника Алеше. «Ч» – это, понятное дело, чайка, без криков которой не обходится ни одно утро. А буква «К» вписана в силуэт скульптуры заполярной легенды – кота Семена.
Вероника Вологжанникова придумала этот проект вместе с коллегой по художественной школе Марией Михайленко. «Нам очень хотелось показать юным мурманчанам, что искусство умеет выходить за рамки, что рамки для него вообще ничего не значат», – рассказывает педагог о рождении проекта «Азбука».
Для начала учителя предложили подопечным нарисовать буквы и близкие душе образы к ним. А затем, отобрав лучшие работы, составили азбуку, в которой каждый эскиз словно бы живет своей отдельной жизнью, рассказывает городские истории, передает мурманские чувства и ощущения, напоминает о забытых эмоциях. А все вместе рисунки преподносят зрителю азбучные истины жизни сурового заполярного города. Заставляют почувствовать его характер.
Хотя вроде бы все начиналось банальнее некуда – с букв.
О празднике на высоте
Еще одна работа Вероники, на которую невозможно не обратить внимание в экспозиции, называется «День народного единства». В присущей автору манере – с долей веселой иронии – изображен разношерстный народ, собравшийся под одноименным с плакатом транспарантом. Тут и неформального вида барышня, крамольно выдувающая в небо струю сигаретного дыма, смахивающий на хипстера стиляга с костылем, экстравагантная танцовщица с бубном, медработник с гипертрофированным до силуэта ручной пилы скальпелем. Акцентную ноту создает фигура невысокой женщины, зависшей между высоченным баскетболистом и колоритным дворником с метлой. Рост не позволяет даме коснуться ногами земли, но поддержка широкоплечего народного единства позволяет ей не затеряться в этой разномастной шеренге, а вместе с ней отметить праздник, так сказать, на высоте.
Вообще, Вологжанникову можно назвать ветераном мурманского молодежного проекта, посвященного плакатному искусству. Она его бессменная участница уже 10 лет.
– Не во всех моих работах строго выдержаны каноны плакатного искусства, в некоторых из них я явно сбиваюсь на графику, – самокритично признает художник. – Однако и эти, и более лаконичные работы выполнены с большим вдохновением, мне хотелось вдохнуть в них свое сегодняшнее настроение, свои идеи, свои взгляды на жизнь.
О золотом фонде
На выставке в филиале Русского музея представлено около трех десятков плакатов. Это своеобразный золотой фонд проекта.
– Ежегодно в наш выставочный комитет мурманские художники приносят до полусотни плакатов. Но в музейную экспозицию попадает не больше трех десятков, – рассказывает исполняющая обязанности заведующего экспозиционно-выставочного отдела Мурманского художественного музея Ольга Кузьминых. – В этом году мы решили представить лучшие из всех экспонировавшихся за 14 лет работ в номинациях: событийный, социальный плакаты и охранение культурного наследия.
Ольга Николаевна уверяет, что плакатное искусство вызывает интерес в среде молодых художников, и проект будет и дальше только развиваться.
– Плакат и сегодня злободневен, – говорит она. – Если хотите, для многих молодых художников – это яркая вспышка в творчестве. Социальная тема, тема экологии, здоровья, равенства полов, вред негативных привычек, философия существования, – молодежь рассказывает со своих плакатов о том, что сегодня интересно именно ей, что ее волнует, о том, каково сегодня быть молодым. Плюс театральные и концертные афиши, выполненные с большим талантом и мастерством. Это очень престижно – участвовать в таком конкурсе, победить в нем, услышать оценку своих работ от старших товарищей по цеху.
О лаконичности
Подавляющее большинство участников подобных выставок – студенты художественных факультетов и отделений вузов и ссузов. И изучение плакатного искусства так или иначе заложено в программе их обучения. Однако штурм конкурсного олимпа для них – дело сугубо добровольное.
– И я, и многие мои коллеги изучали плакатное искусство в том числе и по советским политическим и социальным плакатам эпохи конструктивизма, – раскрывает карты Вероника Вологжанникова. – Я бы сказала, для плакатного искусства это классика. Я вдохновлялась некоторыми идеями, запоминала образы, все это копилось, наслаивалось, работало на процесс творчества.
К слову, многие советские плакаты или пародии на них и сейчас живут в Интернете. Тогда заказчиком плакатного искусства, способного формировать сознание советского человека, выступила сама эпоха – эпоха индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, строительства социализма. Плакат оказался самым мобильным, оперативным и доступным видом искусства для человека эпохи социализма. Он считался одним из самых эффективных способов пропаганды. А многие плакатные лозунги стали крылатыми. Помните? «Вон дармоедов с тепленьких мест, кто не работает, тот не ест!», «Ты записался добровольцем?», «Родина-мать зовет!» «Вперед, к победе коммунизма!», «Милиция – слуга народа», «Не болтай!», «Бога нет!»… Перечислять советские плакатные слоганы, многие из которых сейчас воспринимаются с долей иронии, кажется, можно бесконечно. Лично я бы отдала первое место плакатному бестселлеру о черной икре. Ну тому, что призывает заставлять себя ее есть. А второе – хиту Наркомпищепрома СССР с лозунгом «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». А почему бы, собственно, и нет?
Разумеется, слоганы современных плакатов фокусируют актуальность сегодняшнюю. Пожалуй, они стали менее ходульнее, более сложнее и даже… чувственнее. На выставке в филиале Русского музея зрители непременно останавливаются рядом с работой мурманского художника и педагога Марии Михайленко. Ее признание в любви к родному городу по-плакатному лаконично: оно уместилось в восемь букв – MURMANSK. В этом родном для мурманчан слове живет вся история города – корпуса ледоколов, надстройки судов, жилые кварталы с уютными окнами домов, священный для северян памятник «Алеша», вечно ждущий моряков маяк, величественный храм Спас на водах, надежный корабельный якорь, морские волны… Оказывается, чтобы признаться в любви, так мало надо!
«И я, и многие мои коллеги изучали плакатное искусство в том числе и по советским политическим и социальным плакатам эпохи конструктивизма. Я бы сказала, для плакатного искусства это классика. Я вдохновлялась некоторыми идеями, запоминала образы, все это копилось, наслаивалось, работало на процесс творчества.»
Выставка «Плакат молодых художников» работает в отделе Мурманского областного художественного музея
«Культурно-выставочный центр Русского музея»
(ул. Софьи Перовской, 3) до 9 сентября.
Анжелика КОВАЛЕВА. kovaleva@vmnews.ru Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ и из открытых Интернет-источников.