Когда сквозь витражные окна проникают лучи солнца, цветные стеклышки как будто вспыхивают, наполняя пространство волшебной игрой света. В былые времена витражами украшали только замки, богатые поместья и храмы. Теперь же такую красоту нередко можно увидеть в обычных жилых домах и квартирах. В Мурманске превращать стекло в произведение искусства умеют лишь несколько мастеров, одна из них – Светлана Дунаева.
Чудо-»карамель»
Светлана 17 лет проработала в банке контролером-оператором. Она могла без устали с утра до вечера сидеть над цифрами, оформляя документы и общаясь с клиентами, но все эти годы ее непреодолимо тянуло к творчеству. Первым шагом на пути к переменам стало поступление в Мурманский филиал столичной финансово-гуманитарной академии на специальность «Дизайнер». А в 2010 году, когда диплом был уже на руках, Светлана на своей работе попала под сокращение. Судьба будто сама вела ее, говоря: «Хватит корпеть над бумажками, пора заняться творчеством». И мурманчанка с головой погрузилась в поиски новой себя.
– Совершенно случайно в Интернете я увидела, как обрабатывают стекло в технике фьюзинг (от англ. «fuse» – спекание, плавка. – Прим. авт.). Увиденное казалось чудом! – восхищается моя собеседница. – Мастера превращали холодное, строгое, хрупкое и опасное стекло в необыкновенно красивые, гладкие, похожие на карамель предметы. Я и не подозревала, что стекло может быть таким теплым и «вкусным»! Сразу же решила, что должна попробовать повторить это чудо своими руками, а так как в Кольском Заполярье в такой технике никто не работал, чтобы воплотить свои мечты в реальность, я отправилась на учебу в Санкт-Петербург.
На курсах при кафедре художественной керамики и стекла в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица мурманчанку научили работать стеклорезом, ломателем, кусачками, пользоваться специальной печкой для запекания своих изделий. Постигнув основы фьюзинга, Светлана вернулась домой, купила оборудование и открыла крохотную мастерскую по художественной обработке стекла.
Фьюзинг в микроволновке
Витраж, изготовленный в такой необычной технике, становится абсолютно гладким, цельным куском, который даже не пропускает воду. Поэтому с помощью фьюзинга можно создавать не только панно, но и бижутерию, сувениры, плафоны для люстр, бордюры или плитку в ванную и даже тарелки под фрукты. Такая техника идеально подходит для создания абстрактного или «акварельного» рисунка.
– В преддверии новогодних праздников я делаю украшения на елку, фигурки символов года, на Рождество – ангелочков, – продолжает мастерица. – Однажды собирала в такой технике декор для потолка – симпатично получилось. Каждая деталь будущего панно вырезается вручную, из цветных кусочков согласно эскизу составляется композиция. Затем этот «бутерброд» помещается в печь и нагревается до температуры 800 градусов, элементы вплавляются друг в друга, становясь однородным пластом. Весь процесс спекания занимает около 24 часов. А после остывания мы получаем уже готовое монолитное художественное панно, не подверженное старению и изменению цвета. В зависимости от количества слоев стекла и заданной температуры можно создать даже рельефную поверхность.
Ухаживать за таким витражом очень просто. Так как он, не имея швов между элементами, не боится загрязнений, его достаточно протирать мягкой тканью, используя средства для мытья стекол. Техника фьюзинга настолько хороша, что некоторые мурманчане, не имея специальных печей, пробуют даже в микроволновке запекать стекло. Таким образом они создают брелоки, кулончики и другие маленькие украшения. Светлана же бижутерию не делает, говорит, что ей проще сделать три метра мозаики, чем несколько бусин.
120 тысяч кусочков
За годы работы со стеклом любовь Светланы к нему только усилилась. Она с огромным удовольствием изучает новые техники его обработки. Года два назад попала на курсы мозаики к питерскому художнику Анне Андерсон – и это дало новый виток развитию.
– Для мозаики не нужно какого-то особого дорогостоящего оборудования, как, например, печь для фьюзинга, поэтому заняться этим ремеслом может каждый, – продолжает моя собеседница. – Достаточно приобрести обычные инструменты и даже у себя дома можно приниматься за работу. Причем нет необходимости сразу покупать цельные листы художественного стекла, которые продаются размером 120 на 60 сантиметров. Я часто беру бой по весу – так можно из сотен предлагаемых оттенков выбрать именно те кусочки, что нужны. Более того, цветные стекла бывают еще и разных фактур: пупырчатые, как «пожеванная» бумага или имитирующие рябь воды. С ними интересно работать и фантазировать. Цветное стекло само по себе как произведение искусства, а когда из него еще и картинку сделаешь – красиво смотрится. Поэтому освоить эту технику всегда много желающих. На мастер-классах я учу, как пользоваться инструментами, на что обращать внимание в работе. После двух занятий ученики вполне успешно могут самостоятельно создавать мозаики. Было бы желание.
Если к работе с опасным стеклом не готовы, а попробовать сделать витраж своими руками очень хочется, можно в магазине купить несколько листов с готовой стеклянной мозаикой, разобрать ее и что-нибудь сотворить, собрав из цветных элементов свой рисунок. Эти плиточки уже обработаны – ими не поранишься. Например, из таких готовых кусочков размером один квадратный сантиметр Светлана делала огромное панно на 12 квадратных метров, которое и сейчас украшает чашу бассейна в частном доме. Только представьте, ей нужно было собрать рисунок из 120 тысяч кусочков!
Есть еще несколько вариантов имитации витражей, которые по плечу любому. Например, пленочный витраж. Это своеобразный эконом-вариант, когда на обычное прозрачное гладкое стекло наклеивают специальную цветную пленку, делая аппликацию на заданную тему. Производители обещают, что такой витраж сохранит свою яркость на пару десятков лет. Светлана пленочным витражом оформляла потолки, межкомнатные двери, окна балкона, дверцы на кухонном шкафчике и многое другое.
– Витражи для меня до сих пор – хобби, не получается зарабатывать этим на жизнь, – сожалеет Светлана Дунаева. – Вот на юге России дома часто украшают витражами, надеюсь, и к нам эта культура придет. А пока я мечтаю открыть большую светлую студию, где я буду работать и проводить мастер-классы. Хочу сделать некий коворкинг-центр, в котором все желающие смогут заниматься творчеством, общаться и обмениваться опытом.
Мурманские витражи
Один из самых больших витражей в Мурманске сделан в советское время – он украшает здание бывшего Межсоюзного дворца культуры на улице Подстаницкого, 1. На панно изображена абстрактная композиция на тему северного сияния. Витраж выполнен из цветных стекол, скрепленных между собой латунным профилем.
В отличие от настоящих витражей, сделанных из цветного стекла по классическим технологиям, в Мурманске была широко распространена имитация под витраж – фойе кинотеатра «Мурманск», окна бывшего ресторана «Панорама» и другие. По большей части это яркие абстрактные композиции, выполненные краской по стеклу или с использованием цветных пленок.
Узоры на стекле
Самый простой вариант имитации витража – это рисунок витражными красками на обычном стекле. При должном старании с этим сможет справиться любой человек. Первым делом нужно заготовить картинки. Много образцов есть в Интернете, их можно найти и распечатать на принтере. Если рисунок большой, его растягивают на несколько листов формата А4, а затем склеивают их между собой. Совсем простые очертания можно нанести карандашом на куске обоев.
Стекло устанавливают в горизонтальном положении. Его поверхность обезжиривается с помощью спирта и ваты. Шаблон помещается под стекло так, чтобы было удобно повторять линии. Можно приклеить его с помощью скотча. Рисунок создается поэтапно. Сначала специальной плотной краской наносятся все контуры, и проверяется, чтобы не было ни единого разрыва, иначе краска, которой будете потом заполнять рисунок, растечется. Конечно, огрехи тут же можно удалить растворителем с помощью салфеток и канцелярского ножа, но лучше их не допускать.
Когда контур подсохнет, можно приступать к заполнению рисунка. Для этого кистью капают краску посередине нужного элемента и стараются быстро ее размазать, распределяя до краев. В росписи с множеством деталей разрисовывать лучше от центра к краям, чтобы не испортить ранее нанесенные краски. Витражная краска хоть и жидкая, но из-за способности быстро засыхать растекается неравномерно, поэтому требуется сноровка, чтобы сделать это качественно, без подтеков.
Для закрепления результатов часто требуется горячая обработка – в этом случае прекрасно подойдет фен либо жаркое летнее солнце, какое было у нас в июле.
Александра ИВОЛГИНА. turlova@vmnews.ru
Фото из архива Светланы ДУНАЕВОЙ и открытых Интернет-источников.