С таким бесстрастным выражением лица столько купюр в Мурманске, пожалуй, мало кто держал в руках. Миллионы и миллиарды рублей! А у Ольги Новиковой, когда она достает вверенные ей дензнаки, ни разу ни один мускул на лице не дрогнул. Музейным хранителям не присущ особый трепет.
Священный пиетет
– Мы как бухгалтеры, как технологи. Не испытываем какого-то священного трепета. Для нас самое важное – сохранить экспонаты и разложить их по своим местам. У нас главное – учет, иногда нас даже с кладовщиками сравнивают, – объясняет мне Ольга Петровна, доставая 11 альбомов бонистической коллекции Мурманского областного краеведческого музея. Размер коллекции – около полутора тысяч единиц хранения. И задача хранителя – собрать эти единицы, сохранить и показать. Это три основных кита, на которых строится работа хранителей. И держится музей вообще.
Попав в музейное хранилище, простой смертный может растеряться: каких раритетов старины тут только нет – деньги, швейные машинки, утюги, самовары, подсвечники, игрушки, спичечные коробки и даже… кирпичи! Хранители служат им десятилетиями. Потом старятся. И уходят на пенсию. А вещи навсегда остаются здесь. В музейном фонде сегодня – 170 тысяч предметов. И каждый ждет своего звездного часа попасть в экспозицию и рассказать о своем времени, своих хозяевах и своей «биографии». На все экспонаты тут составлена легенда, которая рассказывает о происхождении и тернистом пути раритета вплоть до шкафа музейного хранилища.
Миллионеры из Кандалакши
Ну вот взять хотя бы деньги. Все купюры здесь хранятся в конвертах, каждая в отдельном. Большая часть этой коллекции поступила в 1940-е годы. В 70–80-е годы коллекцию пополняли в основном жители Мурманска и Кандалакши. Многие дензнаки тогда были подарены краеведческому музею мурманскими школьниками, увлекавшимися собирательством денежных раритетов. А школьникам, в свою очередь, старинные купюры доставались по наследству от бабушек, прабабушек.
Так в коллекционных музейных альбомах появились купюры разных лет выпуска. Старейшим раритетом здесь является купюра достоинством в один рубль 1898 года выпуска. А еще есть знаменитые «катеньки» – сторублевки с изображением Екатерины Второй.
Разглядывая их, невольно думаешь: через сколько же рук прошли эти купюры?!
– От царских купюр исходит явная, ощущаемая энергетика. Они и Первую мировую войну прошли, и революцию, и интервенцию. Их тратили, их откладывали, их прятали в тайниках. Хранили на чердаках. И деньги как будто бы впитали в себя чувства и эмоции своих владельцев, – словно бы угадав мои мысли, говорит Ольга Новикова.
Эти деньги могут о многом рассказать. И порой – спустя долгие годы, десятилетия. И даже столетия. В прошлом году, к примеру, под кандалакшским мостом строители нашли клад в сотни тысяч царских бумажных дензнаков. По номиналу – сотни миллионов! По всей видимости, тайник был заложен в начале двадцатого века – во время революции или интервенции. Однако ни хозяева клада, ни их родственники так и не смогли воспользоваться оглушительной для тех лет суммой. Скорей всего, бесследно сгинули в волне политических перемен.
Строители передали все дензнаки, которые были уложены в пачки, музею. Однако подобных царских купюр в музейной коллекции и без того оказалось слишком много. И хранители порекомендовали передать их в местный муниципальный музей.
А вообще подогретый было кризисом 90-х интерес к денежным коллекциям в Мурманске здорово упал. Хранители говорят, что экспозиции, представляющие дензнаки разных эпох, перестали пользоваться большой популярностью.
– Времена изменились, мурманчане стали более прагматичными, – объясняет мне Ольга Петровна. – Старые деньги перестали быть интересны, поскольку они давно обесценены, на них ничего не купить. А сегодня людей все больше волнует, сколько денег на их банковской карточке, а не каков общий номинал императорских купюр, представленных в музейной экспозиции.
Советский лайфхак
А вообще, любой предмет, который выставляется в музее, находит своих поклонников. Ведь выставка раритетов разных лет – это своеобразная машина времени, на которой запросто можно заехать в, кажется, уже далекие времена своего детства или юности. И вновь испытать забытые чувства и эмоции.
А взбудоражить память и воображение могут даже спичечные коробки. В рамках одной из недавних экспозиций в выставочных витринах представили именно их, попавших в музейные фонды из рук горожан в череде последних поступлений. Это красивые коробки с иллюстрациями русских народных сказок, выпускавшиеся советскими спичечными фабриками в 60-е годы. В общей подарочной упаковке умещался набор из десятка коробков. И многие мурманчане, пришедшие на выставку, вспоминали, как, будучи детьми, играли с ними. Спички перед этим взрослые, разумеется, вынимали. А кто-то использовал красивые коробочки в качестве миниатюрных шкатулок. Вот такой был лайфхак, позволяющий компенсировать дефицит игрушек и безделушек в советских магазинах.
Многие экспонаты попали в музейное хранилище напрямую из домов мурманчан. Хранители говорят, что чаще всего старые и старинные вещи горожане приносят, когда начинают делать в квартире ремонт.
– Были годы, когда после таких ремонтов мурманчане шли к нам потоком, – вспоминает заведующая сектором учета Елена Гонецкая. – Говорили: «Нате, возьмите, выбросить жалко, может, вам пригодится?». Больше всего несли виниловых пластинок, самоваров. Или вот взять старые швейные машинки. Их несут и несут. Впору уже отвечать: «Хватит! Довольно! Остановитесь!». У нас таких одинаковых машинок уже восемь штук. И места для их хранения больше нет. Приходится отказывать.
И старинных купюр, и швейных машинок, и самоваров, к слову, довольно много не только в музейном хранилище. Они часто используются для оформления интерьера мурманских кафе и трактиров. «Но там-то кто же расскажет об истории этих вещей? Музей – это история прежде всего, – добавляет Елена Владимировна. – Здесь можно не только посмотреть на экспонат, но и удивиться, услышав его историю и историю его времени».
А еще в 60-е и 70-е годы прошлого века музейные работники частенько выезжали в экспедиции на Терский берег. Везли оттуда старинные ухваты, грабли, косы, пилы, подсвечники, самовары, чугунные утюги, которые им передавали поморские старушки.
Приблизительно 95–98 процентов старинных экспонатов музейного хранилища относятся к концу XIX века.
Почтенный «старичок»
Одни из, пожалуй, самых необычных экспонатов – старинные кирпичи. На них случайно наткнулись строители при сносе мурманских «деревяшек» на улице Новосельской. Жители этих аварийных домов уже давно справили новоселье в современных квартирах, а найденные кирпичи навсегда останутся свидетелями этого большого переселения.
– Когда строители наткнулись на старинные кирпичи, которые были снабжены заводскими клеймами, они тут же позвонили к нам в музей. На улицу Новосельскую выехал наш специалист, с помощью которого было установлено, что эти кирпичи были выпущены на заводах Российской империи в конце позапрошлого века, а затем доставлены в Романов-на-Мурмане для строительства первых подсобных помещений, – рассказывает Елена Гонецкая. – Мы полагаем, что это были первые кирпичные здания, появившиеся в
Мурманске в процессе строительства железной дороги. Клейма на кирпичах говорят о владельцах заводов-поставщиков – Беляеве, Демидове, Самохвалове. Или о названиях заводов – «Нева», «ЗБЛ», «БК». Эти кирпичи сохранились как часть фундамента первых сооружений и дошли до наших времен. Вот такой своеобразный привет от первых строителей Мурманска своим коллегам через века. Еще один необычный музейный экспонат – станок Мурманской судоверфи, выпущенный в 30-х годах прошлого столетия. До Великой Отечественной войны на нем вытачивали судовые детали. А после переделки в военные годы на этом станке выпускали снаряды, прицельно бившие по врагу. Даже много повидавшие музейные работники относятся к этому почтенному «старичку» с небывалым пиететом, почти как к близкому родственнику.
– Этот станок много лет стоит в музейном выставочном зале, как его удалось сюда занести, история умалчивает, – с улыбкой рассказывают хранители. – У нас даже шутка родилась, что, возможно, сначала появился станок, а уже потом вокруг него построили краеведческий музей.
К слову, экспонат уникальный, единственный в Мурманской области. Да и далеко не каждый российский музей может похвастаться наличием такого легендарного станка. К нему неизменно проявляют большой интерес посетители – причем и дети, и взрослые. И каждый норовит дотронуться до многотонной конструкции, хотя это строго запрещено.
Трогательная сетка
Для всех любопытствующих в краеведческом музее существует открытое хранилище – здесь все раритеты представлены в открытом виде за витринными стеклами. Они тут как бы на стыке разных времен, разных эпох.
Есть старинные. Например, поморские самовары конца XIX века. Полки с ними делят самовары 90-х годов прошлого столетия. Самый, по музейным меркам, юный из них, украшенный батальными сценами Куликовской битвы, был подарен в 90-х Мурманской областной администрации правительственной делегацией из Московской области.
Бульотки, графинчики, лампадки, подносы, шкатулки, фигурки, вырезанные из кости мамонта… В хранилище часы летят как минуты – незаметно. И за каждым экспонатом – своя история. Самая трогательная, пожалуй, у чайной пары с кобальтовой сеткой, выпущенной Ленинградским фарфоровым заводом, которому в 90-х вернули его первое имя – Императорский.
Когда-то такие чайные пары можно было увидеть чуть ли не в каждой мурманской квартире. Но мало кто знает, что популярный в советские времена узор был своеобразной памяткой о блокадных днях Ленинграда, которому Мурманск в тяжелые времена отправлял вагоны с рыбой.
Эта роспись родилась в 1944 году и вскоре стала фирменным узором завода. Ее автор Анна Яцкевич, ленинградская художница, всю блокаду провела в родном городе, похоронила умерших от голода сестру и мать. Анна Адамовна занималась камуфляжем кораблей – при помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода, и обычной кисточки делала огромные военные суда невидимыми для врага!
А однажды ее внимание привлекли заклеенные крест-накрест ленинградские окна. То ли луч прожектора как-то по-особому осветил их, то ли вечернее солнце, только геометрический узор вдруг показался Анне красивым и строгим, и она придумала рисунок для фарфора…
Этот узор назвали кобальтовой сеткой. В 1958 году в Брюсселе состоялась Всемирная выставка фарфоровых изделий. Ленинградский завод привез огромную коллекцию своих лучших фарфоровых сервизов. Причем ее не готовили специально к выставке, назначение коллекции было другое – показать широту советского ассортимента, а не поражать художественным мастерством. И вдруг сервиз с кобальтовой сеткой получил главную награду – золотую медаль! А вскоре узору присвоили и «Знак качества СССР», что было чрезвычайно почетно. И началось его триумфальное шествие по стране.
Разумеется, этот сервиз «завернул» и в Мурманск. А впоследствии появился на полке музейного хранилища как напоминание о чудовищной Ленинградской блокаде, драматичных военных буднях и о Великой Победе.
Анжелика КОВАЛЕВА. kovaleva@vmnews.ru Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ.