Окунуться в таинственный мир современных монгольских кочевников и прикоснуться к их быту теперь можно, не выезжая за пределы Кольского края. Всего в пяти километрах от Мурманска на территории одного из загородных кооперативов установлена настоящая монгольская юрта. Попасть туда может любой желающий за умеренную цену, а иногда за пожертвование – добровольную плату за вход, когда сумма взноса зависит от имеющихся у гостя финансовых возможностей.
Представь себя зажиточным кочевником
Уголок Монголии в Кольском Заполярье появился еще лет пять назад, но тогда это место выполняло роль загородного дома и не было доступно широкой публике. Юрту на свое 50-летие купил себе в подарок мурманчанин, не пожелавший раскрывать имя. Путешествуя по стране потомков Чингисхана, он настолько был впечатлен их бытом и традициями, что в Улан-Баторе в качестве сувенира на память решил приобрести себе полноценное походное жилище. Все покупки были бережно упакованы и отправлены товарным вагоном за Полярный круг.
Мурманчанин поставил юрту на своем земельном участке, полностью электрифицировал ее, установил в ней тепловые пушки, умывальник – оборудовал так, чтобы комфортно было в ней находиться не только летом, но и суровой северной зимой. Несколько месяцев он даже жил здесь. А когда необходимость в загородном доме отпала, он передал ключи от необычного жилища своему хорошему другу – Михаилу Трофименко, который и придумал возить сюда туристов.
– Я в Монголии провел все прошлое лето, останавливался у кочевников и могу сказать, что в таких юртах, как та, что установлена в Кольском Заполярье, живут только очень небедные монголы, – рассказывает Михаил. – Здесь пол устелен коврами, стоят расписные кровати, стулья, столы – все ручной работы. У большинства кочевников дом намного проще. Часто у них нет даже никакой мебели, потому что дерево там очень дорогое. Внутри всегда стоит очень сильный смешанный запах, так как они в своем жилище и спят, и сушат белье, и готовят очень жирную специфичную пищу. Чего стоит только запах одного монгольского чая, в приготовлении которого используют муку, поваренную соль, курдючный жир и другие компоненты, не типичные для чая в нашем понимании этого напитка. Зрелище и аромат не передать словами. У нас, конечно, не так. Наша юрта ближе к той, которую показывают в Монголии туристам в качестве образчика культуры. Все чисто и никаких посторонних запахов. В таких жилищах в Монголии живут большие начальники и директора. Вернее, они живут в Улан-Баторе в своем доме, но на выходных обязательно едут отдыхать в юрту. Они очень ценят свои традиции, это важная часть их жизни.
Саами
из южных степей
Михаил стал использовать юрту как некое досуговое пространство и планирует в нем регулярно проводить различные тематические вечера и встречи.
– Особой популярностью у мурманчан пользуются этновечера, – продолжает мой собеседник. – Диджериду, бойран, джамбей, варган и другие народные инструменты, привезенные из разных уголков мира, в руках талантливых музыкантов создают очень крутую атмосферу. Под их звуки я читаю нашим гостям монгольские сказки и предания, угощаю всех ароматным чаем с нашим заполярным ягелем – все в восторге от происходящего. Когда нет музыкантов, я веду экскурсии под включенную запись традиционной монгольской музыки. Во время рассказа провожу параллели между цаатанами – малочисленным кочевым племенем, обитающим в Монголии, и нашими северными саами. Они на самом деле очень схожи. Цаатаны – оленеводы, как и саами, питаются оленьим молоком и продуктами, которые можно получить из оленя, живут в чумах. Это забавно. Вроде в разных частях планеты находятся, но так много между ними общего. Вспомнил! Еще монголы великолепно ездят верхом на оленях, наши так не умеют, к сожалению.
Одновременно в юрте помещаются до 15 человек. Экскурсии проходят в свободной форме протяженностью по полтора–два часа. Гостям разрешают все рассматривать, трогать, фотографироваться. Для селфи можно надеть монгольский костюм всадника и встать на фоне портрета Чингисхана. Ближайшие мероприятия запланированы на июль. Чем удивит нас Михаил, пока не известно. Под большим секретом нам рассказали, что в будущем здесь планируется открыть театр теней. Первое представление сможем увидеть уже до конца лета.
Древнее жилище
Юрта была известна много веков назад. Ученые полагают, что прообразом современной юрты могло стать жилище андроновцев, использовавшееся в эпоху поздней бронзы (предположительно это относится к 12–11 веку до нашей эры). В Северном Китае найдены погребальные статуэтки середины первого тысячелетия нашей эры с изображениями верблюдов с навьюченными элементами юрт.
Конструкция юрты максимально проста и удобна в сборке. 2–3 человека могут справиться со сборкой буквально за час. Перевозить ее в разобранном состоянии можно на лошадях или верблюдах. Состоит юрта из деревянного каркаса и внешнего войлочного покрытия, не пропускающего холод, дождь и ветер, а летом в таком доме достаточно прохладно. Монгольская юрта имеет строгую ориентацию по сторонам света (север – юг). Вход в юрту традиционно направляли на южную сторону. Северная часть стены изнутри украшалась алтарем и многочисленными изображениями богов. Вся внутренняя территория жилища разделена на две половины. На западе находится мужская половина, на которой развешивается оружие, талисманы и упряжь, а на востоке – женская. Постель хозяев дома помещают ближе к двери. А в центре всегда располагается огонь. Он служит для обогрева жилища и приготовления еды. Сейчас все чаще в этом месте стоит печка-буржуйка.
Юрта вместо гостиницы
Снаружи юрты весьма схожи между собой, однако по внутреннему убранству сразу можно определить, к какой местности и к какому народу относится данное жилище.
Зажиточные кочевники сверху покрывали юрту шелковой или бархатной тканью. Такие жилища было видно издалека, и по его внешнему виду сразу можно было определить социальный статус хозяев. Внутренняя часть богато украшалась коврами.
Круглую форму жилища кочевых народов ученые пытались объяснить несколькими версиями. По одной из них, круг и процесс установки юрты имели сакральное значение (как сотворение мира). Однако существует и вторая версия, более практичная. В степи на открытом пространстве постоянно дуют ветра, поэтому круглая форма жилища делает его более устойчивым и крепким.
Многие семьи свято почитают традиции своих предков и сегодня продолжают жить в переносных жилищах. Но все чаще в современном мире юрты – монгольские переносные жилища используют в экотуризме. Многие путешественники платят немалые деньги, чтобы провести несколько дней вдали от крупных городов и насладиться единением с природой в отдельной юрте.
Надежда ТУРЛОВА. turlova@vmnews.ru
Фото из архива Михаила ТРОФИМЕНКО и из открытых Интернет-источников.