Японское кино, которое шло у нас в кинотеатрах в советские времена и благодаря которому многие на всю жизнь полюбили Японию, было исключительно суровым. Даже детям тогда показывали не что-нибудь, а мультфильм «Босоногий Ген» о бомбардировке Хиросимы. Угрюмое самурайство, что называется, перло из всех щелей.

Японские «Магазинные воришки», завоевавшие «Золотую пальмовую ветвь» в Канне, наверняка разочаруют всех поклонников такого кино. Добро пожаловать в «реальную Японию без «Бусидо», которую режиссер «Воришек» Хирокадзу Корээды неутомимо воссоздает во всех своих картинах. Вот и здесь главные герои думают не столько о кодексе чести, сколько о том, где бы наворовать еды.

Легальных источников дохода им на жизнь решительно не хватает, но тем не менее существующий образ жизни их вполне устраивает.
«Ближе к реальной жизни» – неофициальный девиз нынешнего Канна, и «Магазинные воришки» оказались отнюдь не единственным подобным фильмом в списке призеров. Призом за режиссуру наградили «Холодную войну» Пола Павликовского. Это история любви в Польше второй половины 1940-х – начала 1960-х годов на фоне противостояния между Востоком и Западом. У нас бы тут же вспомнили «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина и поставленный по ней телеспектакль, однако жюри (в членах которого был и Андрей Звягинцев) зоринская пьеса на память что-то не пришла. «Капернаум» ливанки Надин Лабаки (специальный приз жюри), по многим отзывам, – чистейшая манипуляция: режиссер взяла в качестве героев одних детей. Зато на фоне всех актуальных проблем Ближнего Востока, которые она не забыла подмешать в сюжет, это выглядело чрезвычайно трогательно.

Итальянцы уже несколько лет подряд присылают в Канн исключительно сильную программу. Приз за лучший сценарий получила Аличе Рорвахер («Счастливый Лазарь»), приз за лучшую мужскую роль – Марчелло Фонте («Собачник» Маттео Гарроне). Награда, врученная Фонте, выделяется тем, что ленты Гарроне на аналогичную тематику – об итальянской мафии – уже награждались в Канне, а это значит, что его «Собачник» нечто большее, чем просто актуальная картина.

Главная наша награда Канна – это приз за лучшую женскую роль в фильме Сергея Дворцевого «Айка», которым была награждена казахская актриса Самал Еслямова. «Айка» – лента на остроактуальную для Европы тему мигрантов, даром что дело происходит в Москве, и снята лента с точки зрения самих мигрантов. «Лето» Кирилла Серебренникова при всех лестных отзывах критики получило лишь «внештатные» награды – за лучший саундтрек и приз журнала «Ле филм франсэз».

Самой же большой неожиданностью фестиваля стал гран-при жюри (второй по значению приз), врученный «Черному из ку-клукс-клана» Спайка Ли. Комедийный детектив на реальной основе о разоблачении террористической группировки ку-клукс-клановцев, сделанном чернокожим агентом ФБР. Спайк Ли подобные картины снимает всю жизнь и показывает их в Канне. На этот раз его решили отметить – видимо, тематика Ли стала задевать всех за живое. И кстати, журналисты, хоть и удивились решению жюри, все-таки с этой наградой согласились.

Андрей ГУСЕВ.


Любите смотреть фильмы? К тому же современный кинематограф дарит много интересных и новых фильмов с интересными и захватывающими сюжетами. Смотри кино 2018 года бесплатно и в отличном качестве.

Реклама.