Эта революция произошла в кинематографе на рубеже XX и XXI веков. В этой революции самое активное участие приняли российские кинематографисты. В результате этой революции совершенно новыми красками заиграл, казалось бы, самый скучный жанр – документальное кино.
Итак, что же нового появилось в документалистике, из-за чего критики о ней сейчас говорят не менее увлеченно, чем о кино игровом? Например, актерская игра. Пионером здесь был Майкл Мур, который еще в свою дебютную ленту – документальную комедию «Роджер и я» ввел несколько игровых эпизодов. Из-за этого «Роджера…» отказалась рассматривать как кандидата на «Оскар» отборочная комиссия Американской киноакадемии: мол, в документальных фильмах игровых сцен быть не должно!
Сейчас такая аргументация выглядит даже смешной. Правда, игровой момент в чистом виде в документальном кино не используется, но вот съемки скрытой камерой с соответствующей «провокацией на действие» – почему нет? Так, иранец Джафар Панахи поставил на машину видеорегистратор, сел за руль и отправился заниматься извозом, а параллельно – снимать на камеру свои разговоры с пассажирами. В итоге появился фильм «Такси», три года назад награжденный главным призом Берлинского фестиваля.
Еще одну новацию, ставшую чрезвычайно популярной, придумал наш Алексей Федорченко. В 2005 году он буквально взорвал Венецианский кинофестиваль своей лентой «Первые на Луне» о якобы состоявшемся в 1930-е годы в СССР первом в истории полете на Луну. Так зародился жанр mockumentary (от английского mock – «обман, подделка»). Позднее, доискиваясь до его истоков, нашли целую груду давно забытых картин, многие из которых были сняты просто как первоапрельская шутка. Но одно дело – разыгрывать кого-то, и совсем другое – снимать о том, чего никогда не было, на полном серьезе. Так, через девять лет после «Первых на Луне» новозеландцы Тайка Вайкики и Джемейн Клемент сняли псевдодокументальный фильм о вампирах «Реальные упыри».
Наконец, можно снимать документальный фильм по лекалам популярного кино. Мелодрама, детектив, фантастика, комедия, фильм ужасов – оказалось, что все это в документальном кино тоже есть. Несколько лет назад на Московском фестивале наградили «Землю картелей» – документальный детектив о наркотрафике в Мексике – будни тех, кто с наркотрафиком воюет, и тех, кто его обеспечивает, а также тех, кто в этой необъявленной войне оказался между двух огней. Иными словами, если бы «Во все тяжкие» надо было уместить в полтора часа, а на актеров не хватило бы денег. Всего остального в «Земле картелей» в избытке – харизматичные герои, напряженный сюжет, захватывающие экшн-сцены и, как и полагается в крутом детективе, убийства. Только здесь они происходят на самом деле.
Вот так сейчас снимают документальное кино. В мировом прокате документальный кинохит – не редкость: побившие все кассовые рекорды для «документалок» «Боулинг для Колумбайна» и «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура признаны современной классикой. «Почему же мы этого не знаем?» – спросите вы. Потому что парни из российских прокатных компаний думают, что документальное кино – это очень-очень скучно.
Я не шучу – они на полном серьезе так считают.
Андрей ГУСЕВ.