В Мурманске открылась первая в Заполярье выставка, посвященная Смольному институту благородных девиц. Часть большой экспозиции, которая работает уже более 25 лет в историческом здании Смольного монастыря, разместилась в одном из залов художественного музея.
«Армия» для дворянок
Фотография была изобретена только через 75 лет после открытия Императорского воспитательного общества благородных девиц, ставшего позже Институтом благородных девиц. И первые снимки Смольного, сделанные в начале XX века, стали главными визуальными документами и самыми интересными экспонатами на выставке. Они наглядно рассказывают о жизни и быте первого закрытого образовательного учреждения для девушек вместе с выдержками из правил, написанных для смолянок.
– Институт благородных девиц дал России 6500 выпускниц – талантливых, образованных женщин, которые повлияли на развитие русской культуры и женского образования, – рассказала Наталья Долгорукова, заместитель директора по общим вопросам Историко-мемориального музея «Смольный». – Среди них первая женщина-физик Богдановская, первая женщина-архитектор Новаковская, жена Радищева. Главной задачей института было взращивание хороших жен, полезных матерей семейства. Считалось, что чем больше будет в России благонадежных жен, тем легче будет управлять государством.
У большевиков нашлись другие способы управления массами, и во время февральской революции 1917 года Смольный был закрыт как привилегированное монархическое заведение.
В Смольном воспитывались только девочки из дворянских семей с 6 до 18 лет. Отдав предпочтение этому учебному заведению, родители не имели права забрать их домой раньше срока. В институте смолянок учили не только гуманитарным наукам, но и швейному делу, кулинарии и даже основам токарного ремесла. Считалось, что независимо от своего положения в обществе девушка должна уметь делать все, даже имея прислугу.
Условия жизни будущих благородных девиц были армейскими. Все имущество, кроме нательного креста и личной иконки, было общее. В спальнях температура не превышала 16 градусов. Распорядок дня составлен с шести часов утра до самого вечера. Пища была простая, раз в неделю девушкам давали ложку красного вина. В некоторые дни можно было разговаривать только на иностранных языках, чтобы практиковаться в их использовании. За проступки смолянок заставляли стоять в центре столовой во время приемов пищи, вытащив из волос все ленты и распустив их. Вот что значит опростоволосилась!
В Смольном работали только молодые дамы или старые девы и вдовы, которые могли посвятить себя полностью воспитанию юных девушек, не думая о семейных заботах. Многие новшества образовательного процесса, впервые опробованные в Институте благородных девиц, позже легли в основу советской школы. Самые младшие смолянки носили коричневые платья и белые передники, лучшие ученицы получали серебряные и золотые медали, занятия длились не 60, а 45 минут.
В 1996 году на базе Смольного монастыря Санкт-Петербургский государственный университет открыл факультет – Смольный институт свободных искусств и наук. Система обучения была основана на принципах так называемого либерального образования, которое предусматривает индивидуальный подход к каждому студенту и большую свободу выбора предметов. Факультет СПбГУ давно уже переселился из Смольного монастыря, но в северной столице его по привычке называют «Смольным» или факультетом невест.
Времена уже не те!
На открытие выставки пришли несколько женщин из Мурманской областной общественной организации «Жители блокадного Ленинграда», которые часто навещают Смольный, и одна из них вспомнила: «Моя мама училась в воспитательном доме одного купца на Васильевском острове и до конца жизни ходила с прямой спиной и гордо поднятой головой, держала холод в спальне и обливалась холодной водой». Сейчас пожилые женщины с грустью вспоминают свое детство, когда жители Ленинграда заметно выделялись на фоне остальных благодаря своему воспитанию.
За последние 100 лет нравы юных барышень сильно изменились.
– Современной молодежи надо больше свободы, а не жизнь в монастыре по четкому графику, – считает посетительница выставки Ксения Дубник, студентка Мурманского арктического государственного университета. – В принципе, идея воспитывать мораль, нравственность, манеры, держать осанку хороша, но сейчас представить полностью закрытое заведение невозможно, ведь родители тоже влияют на воспитание. Кроме этого я за совместное обучение мальчиков и девочек. Например, если бы в школе на уроках труда девочек учили что-то колотить, а мальчиков – шить, было бы интереснее!
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.