Все понимают назначение рубахи, шали и валенок, а вот что такое понева, запан или шушпан, знают единицы. Так же, как и об отличиях женского повседневного костюма XIX века от праздничного, молельного от поминального. Ответы на все эти вопросы можно найти на выставке «Народный костюм в семейных традициях», открывшейся в Культурно-выставочном центре Русского музея на втором этаже мурманской филармонии.
Московский коллекционер Сергей Глебушкин привез в Мурманск 20 экспонатов из своего богатейшего собрания. Известный собиратель и исследователь русского народного костюма, лауреат всероссийских и международных фольклорных конкурсов представил вниманию мурманчан женские костюмы Архангельской, Вологодской, Курской, Липецкой, Калужской, Пензенской и Смоленской областей XIX–XX веков. Их он собирал на протяжении 30 лет, а начало коллекции положил костюм двоюродной бабушки коллекционера.
– Многие годы я разъезжал по деревням и просил показать старые народные костюмы, – рассказывает Сергей Глебушкин. – Не везде даже понимали слово «костюм», называя его «сряда» или «наряд». Одни просто отдавали, другие продавали. Но в начале 90-х в деревенских магазинах почти нечего было покупать, поэтому я привозил в обмен на костюмы галоши – самую нужную обувь в деревне, или ткань, или колбасу. Уже потом молодежь стала подначивать стариков продавать костюмы за доллары, хотя сельские бабушки отродясь не видели никаких денег, кроме как с портретом Ленина. Обманным путем я никогда не получал костюмы, понимая, что потом доверия ко мне не будет ни у кого.
Всего 100–150 лет назад собственноручно сшитые костюмы выполняли не только практические функции, но и служили оберегами. Кроме того, по платью можно было узнать о месте проживания, социальном статусе, семейном положении человека. В каждом регионе, в каждой деревне были свои традиционные костюмы, отличающиеся по стилю, цвету и материалам. У каждой женщины того времени было несколько нарядов на все случаи жизни: повседневный, свадебный, праздничный, для уборки урожая и для молитвы.
Для мурманской выставки коллекционер специально подобрал костюмы, наиболее ярко демонстрирующие русские материнские традиции. Они были распространены в европейской части России. Вот и сейчас костюмы приехали туда, где никогда не бытовали, – в Мурманскую область. Но это отнюдь не значит, что выставка будет неинтересна северянам.
– Я знаю, что люди в Заполярье приезжали в основном из средней полосы, поэтому многие смогут найти здесь наряды своих предков, – объяснил Сергей Глебушкин. – На мои выставки часто приходят те, чьи корни далеко от того места, где они сейчас живут. Однажды на выставке в Париже элегантная француженка встала на колени у костюма Тамбовской губернии и зарыдала, целуя подол. Она не знала русского языка, но ее предки были из-под Тамбова. На глубинном уровне сработала заложенная в ней на каком-то генном уровне ностальгия. Желаю всем найти на этой выставке костюмы своей малой Родины!
Страницу подготовил Павел СТЕПАНЕНКО. stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.