В мае – июне будущего года в Мурманске будут проходить съемки фильма с рабочим названием «Энский Робинзон». Недавно режиссер фильма Александр Хант посетил наш город с оператором и художником-постановщиком, чтобы найти подходящие места.
Мурманск – удачный выбор!
Известность среди любителей авторского кино Александру Ханту принесла драма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» – о том, как молодой человек, выросший в детдоме, везет в богадельню отца, вышедшего из тюрьмы. Картина о муках совести и приключениях в дороге завоевала сердца критиков и главный приз международного конкурса «К востоку от запада» в Карловых Варах, а также гран-при фестиваля в Выборге «Окно в Европу». Стоит добавить, что фильм, ставший дебютом для молодого режиссера, был в шаге от того, чтобы его выдвинули на «Оскар» от России.
В Мурманске историю про Чеснока и Штыря показывал только кинотеатр «Одиссея», который устроил встречу мурманчан со съемочной группой после премьеры. К трем десяткам зрителей вышли режиссер Александр Хант, оператор Даниил Фомичев и художник картины Ася Давыдова. Отвечая на многочисленные вопросы, москвичи рассказали, как работали над фильмом и что вскоре будут снимать на Крайнем Севере. Оказалось, что местом съемок будет не только Мурманск, но и другие населенные пункты области.
– Это будет северная история, так мы решили с самого начала, – объясняет Александр Хант, почему выбор пал именно на Заполярье. – Холодное море, скалистые берега, остров, на котором обитает главный герой, – вот то, что нам нужно. Мы решили поискать соответствующую натуру в Мурманске и теперь, поездив по области, абсолютно уверены, что не ошиблись с выбором.
Как «Вечерка» помогла киношникам
За четыре дня съемочная группа побывала в Териберке, на реке Уре, в Росляково, у памятника Защитникам Советского Заполярья, в мурманских домах культуры, во дворах с разноцветными домами, в порту, в гостиницах, в часовой мастерской, на въезде в город и еще в десятках вполне обычных мест. Все трое снимали понравившиеся виды и знакомились с интересными людьми, которые встречались им по пути. Благодаря анонсу, который был опубликован в «Вечернем Мурманске» за день до приезда съемочной группы, киношников узнавали в городе и всячески помогали в поисках натуры. Об этом мне рассказал Даниил Фомичев после премьерного показа в «Одиссее».
Действие фильма «Энский Робинзон» будет разворачиваться в северном морском городе с обезличенным названием Энск. Пока описать сюжет картины практически невозможно, так как во время прогулок по Мурманску у съемочной группы сильно изменилось представление о том, что и как будет происходить в кадре. Ни одного утвержденного актера тоже пока нет. Изначально планировалось, что главным героем станет корреспондент местной газеты. По сюжету редактор еженедельника, в котором тот работает, для привлечения внимания к изданию выдумал и опубликовал статью про местного Робинзона, который якобы поселился на острове и научился разговаривать с медведями. Эта информация дошла до неких французских документалистов, и они решили снять сюжет о российской сенсации. Учитывая, что никакого Робинзона в Энске нет, молодой корреспондент решает спасти ситуацию и на время стать им.
После двух дней, проведенных в Заполярье, Александр понял, что сценарий нуждается в серьезной корректировке.
– Мы хотим прочувствовать Север, его краски, фактуру, – рассказал Александр после премьерного показа в «Одиссее». – Мурманск потрясающий! Вся эта ярусность, неповторимая атмосфера, яркие цвета домов на фоне общей серости. Глядя на все это, дорабатываем сценарий, поэтому сложно сказать, что нам будет нужно в итоге.
В носках по музею
Последний вечер перед отъездом режиссер, оператор и художник будущего «Энского Робинзона» решили провести на выступлении мурманского дуэта «Шиш да Малина orchestra» во время акции «Ночь искусств» в художественном музее. Войдя в зал, Александр сразу снял сапоги и в шерстяных носках и свитере прошел «круг почета» по выставке, пританцовывая в такт музыке. Ася тоже скоро разулась и села на пол за импровизированной сценой, где не было людей. В этот момент я подошел к ней узнать, удалось ли им найти все запланированное. Ответ по своей искренности и теплоте превзошел все мои ожидания.
– Утром мы поехали искать локации, смотреть натуру, а получилось, что общались целый день с людьми, – рассказала художник фильма.
– Я за 10 лет в кино привыкла встречаться с интересными типажами, но в Мурманске концентрация необычных, неформальных, самобытных характеров зашкаливает! Каждый человек – это история, начиная с банщицы, заканчивая заслуженным художником. Открыто глядя в глаза, они рассказывают тебе свои истории. Это очень ценно! Это Север. Видимо, люди здесь привыкли поддерживать друг друга, поэтому они такие открытые, душевные.
После таких слов я понял, что у Мурманска будет своя особая роль в фильме, даже если в кадр не попадет ни один его житель.
– Хотелось бы привлечь к съемкам мурманчан, но не уверен, что у нас будет хоть одна сцена с массовкой, – сказал Александр Хант. – Сценарий закончим в Москве. Сейчас могу сказать, что вместо журналистов могут быть блогеры, а вместо Робинзона – снежный человек. Посмотрим…
Павел СТЕПАНЕНКО.
stepanenko@vmnews.ru
Фото автора.