В мурманской школе № 49 прошло необычное творческое занятие. Первоклашки составляли коллажи на тему «Портрет Весны». Провела мастер-класс член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, доцент кафедры художественного образования и декоративного искусства факультета изобразительного искусства РГПУ имени А. И. Герцена, кандидат педагогических наук Анна Векслер.
Целый час дети увлеченно вырезали глаза и лица из разноцветной бумаги, старательно завивали из тонких бумажных полос кудри, заплетали косы, придумывали оригинальные названия своим работам.
– Вот, посмотрите, какой у меня дедушка Май получился! – сказал Андрей Маренков и с гордостью протянул мне пестрый коллаж.
– А я картину назвал «Ранняя весна», – тут же подбежал Матвей Курицын. – Вот у нее челка какая – голубая, как первые ручейки.
Постепенно весь класс продемонстрировал педагогам и гостям тематического урока результаты своего творчества. Два десятка весенних портретов были выполнены с детской непосредственностью: глазами Весны становились цветы и бабочки, румянцем – сердца и радуги, прической – отрезки узорчатой бумаги для скрапбукинга.
– Более четверти века я работаю с детьми. С ними, конечно, сложно, но очень интересно, – говорит Анна Векслер. – До 7–8 лет дети рассматривают творчество как неотъемлемый процесс жизни, естественный способ самовыражения. Но с поступлением в школу на него, к сожалению, не остается ни сил, ни времени. Потому все чаще в обществе поднимается вопрос, как приобщать детей к творчеству. Мне кажется, надо не приобщать, а не отвлекать от него.
Прогрессивные педагоги это понимают и активно внедряют на своих занятиях метапредметные связи. Это когда обычный урок географии совмещен с походом в геологический музей, урок истории – с посещением этнографической экспозиции. Когда в качестве домашнего задания ребенок может не только написать реферат, но и смастерить поделку или нарисовать рисунок по изучаемой теме. Да и домашние дела становятся для детей интереснее, если в них можно проявить фантазию.
Надежда ЛЕБЕДЕВА.
Фото автора.