После премьерного показа документальной ленты «Театралка» к автору Светлане Боковой сразу выстроилась длинная очередь зрителей – за автографами. А сам фильм в Мурманске сразу назвали «творческой бомбой».
Студия «REC.A», снявшая «Театралку», поставила собственный рекорд скорости – картина была создана всего за два месяца. Получился потрясающе трогательный фильм к юбилею уникальной мурманской театральной школы.
Наша беседа с креативным директором студии документальных фильмов Светланой Боковой и продюсером Михаилом Бродером началась именно с вопроса о рекорде.
Михалков и Спилберг прошли мимо
– Фильм о первой в России детской театральной школе близок сразу нескольким поколениям мурманчан, в разные годы окончившим «театралку». Он построен на людях, на эмоциях, на «живой» школе, на городской истории… Как вам удалось добиться этого в такие короткие сроки?
Светлана:
– Эти два месяца мы в «театралке» буквально жили. Утром собирали технику, уезжали в школу, вечером возвращались, скидывали материал, конвертировали его, отсматривали. Каждый день по 6–8 часов черновой съемки. А на следующий день возвращались – и продолжали. Больше ничем другим не занимались. Мы вошли в эту тему, жили в ней от начала и до конца, пока не закончили монтаж и не прошел показ.
И поверьте, в проект вошла одна двадцатая часть из того материала, который мы собрали. Остальное осталось за кадром.
– Все ваши документальные ленты становятся «громкими» – их обсуждают, покупают в домашние коллекции, советуют посмотреть друзьям. Но фильм «Театралка», пожалуй, стал первым, который то ли от зависти, то ли от некомпетентности был упомянут в Интернете, как фильм, который… не надо было снимать. Накладно, мол, платить два с половиной миллиона рублей за фильм.
Михаил:
– Публикация, о которой вы говорите, называлась «Мэрия сорит деньгами». И претензии были высказаны не к детской театральной школе и не к студии «REC.A». А говорилось о том, что, мол, как это наша мэрия дошла до того, что решила создать фильм о мурманских детях!
Действительно, наглость, прямо-таки безобразие: задумать рассказать об уникальном для России творческом проекте, о создании первого в стране детского театрального образовательного учреждения. Не о студии или объединении кружков – а о полноценной школе, с уникальным преподавательским коллективом, с авторскими методиками преподавания. Это образовательный комплекс, аналогов которому не было в России до 2004 года! Школу знают в театральных академиях страны, знают по фестивалям и гастролям в зарубежных странах. Но зачем же об этом рассказывать мурманчанам? Извините за сарказм, но в ином тоне говорить об этой публикации не получается.
Что же касается цены, то качественное кино – это действительно очень дорого. Бюджет российского художественного фильма часто зашкаливает за миллиард рублей.
Поэтому когда некоторые мастера пера и их наставники из общественных организаций считают, что два с половиной миллиона рублей – это цена фильма у самых лучших режиссеров, то они, мягко говоря, некомпетентны.
Что-то, возможно, похожее на кино можно снять телефоном и показать друзьям дома на простыне. Но если мы говорим о профессиональной работе, это дорого.
Поэтому было просто смешно читать о том, что за выделенные нам деньги фильм возьмутся снимать чуть ли не топовые режиссеры. Однако топовые так и не появились. Конкурентные переговоры не посетили ни Никита Михалков, ни Стивен Спилберг. Мы до сих пор в недоумении, почему это они не ринулись за такими сверхденьгами?!
Средства, которые выделил город для создания фильма – очень небольшие. Но мы бы никогда не отказались от участия в этом проекте, потому что действительно глубоко симпатизируем мурманской детской театральной школе.
Мы считаем, что фильм показывает, насколько талантливы наши дети и насколько талантливы мурманские педагоги. И ведь каждый фильм – это не только констатация сегодняшнего дня. Это вклад в будущее. Пройдет еще 20–30–40 лет, и историю «театралки» будут рассказывать, глядя на наши кадры.
Сеанс за 30 тысяч крон
– На самом большом в северной Европе кинофестивале «TIFF» в Тромсе в разные годы вы представляли российское документальное кино тремя работами – «Мурманск», «Три года до осени» и «Бойцы». Сколько нужно времени, чтобы снять такого уровня историческую глубокую ленту с деталями, фактурой, с портретами, архивом?
Михаил:
– На два фильма «Три года до осени» и «Бойцы» ушло пять с половиной лет. Они снимались параллельно, их нельзя было разделить.
Светлана:
– Мы искали материал, отбирали хронику, собирали факты, встречались с историками. И когда стало понятно, что это два совершенно разных пласта и их не объединить в одном проекте, мы решили разделить его на две части.
В любом историческом проекте колоссальную часть времени занимает сбор информации. К примеру, у каждого историка свой взгляд, своя правда. Порой эти взгляды противоположны. Иногда они друг друга подтверждают. А иногда даже не стыкуются. И нужно соблюсти абсолютный нейтралитет. То есть остаться наблюдателем со стороны.
Михаил:
– У нас нет задачи поставить точку. Чаще в фильме остается открытый конец, который заставляет зрителя задуматься, сделать свои выводы. И особенно ярко это проявляется в фильме «Бойцы». Каждый может сделать свой вывод – зачем эти люди воевали и погибали.
Светлана:
– Мы никому не хотим навязывать свою точку зрения. Для нас главное – найти информацию, которая не звучала никогда или мало известна. Показать историю так, как мы ее еще не видели, какой мы ее еще не знаем.
– На фестивале «TIFF» для ваших документальных лент «Мурманск» и «Три года до осени» устраивали дополнительные просмотры, а такое бывает не часто. Как вы отнеслись к этому?
Михаил:
– Действительно устраивали, причем в самом большом зале. Нас приглашают не только потому, что наши фильмы интересны, но еще и потому, что они приносят деньги. Мы к этому относимся нормально.
Норвежцы умеют считать деньги. Билет на фестивальный показ стоит сто крон. В зале где-то три с половиной сотни человек. Если учитывать, что гости фестиваля проходят бесплатно, то будем считать, что каждый сеанс приносит порядка тридцати тысяч крон. Это наш маленький вклад в развитие кинофестивального движения. Это здорово. В следующем году планируем привезти на «TIFF» фильм «Дорога в Арктику», созданный к 100-летию Мурманска.
– А «Театралка» когда-нибудь планируется к фестивальному показу?
Светлана:
– В «Театралке» есть одна особенность. Она связана с адаптацией сценария к иностранному языку, субтитрам. Но субтитры – это же не буквальный перенос слов. Они, как правило, проще и короче, чем закадровый текст. А «Театралка» – это фильм, в котором вообще нет закадрового текста. В нем много эмоций, много «живой» школы – людей, чувств, ощущений. И это очень сложно досконально перенести в субтитры. Там есть смешные моменты, которые мгновенно становятся понятны здесь, в Мурманске, в России. Например, есть сцена, в которой семилетние дети играют актерский этюд и изображают помидор и нож. Тонкие детали этого эпизода и нюансы общения артистов и педагога понятны, только если ты хорошо владеешь языком. Адаптировать и перенести всю глубину ситуации на английский язык очень сложно.
Михаил:
– Но, конечно, если городской комитет по культуре, мэрия или та же театральная школа решат представить фильм «Театралка» на каком-либо российском или зарубежном фестивале, мы его, безусловно, подготовим в том формате, который требуется, и будем очень рады, если его увидят и за пределами нашего региона.
Любовь Бобрик с правнучкой Ульяной:
– Всегда стараюсь прийти на спектакли моей правнучки, поддержать ее! И фильм «Театралка» решили смотреть с ней вместе. Он потряс, он дарит положительные эмоции, рассказывает о всех нас – детях, родителях, педагогах… Словом, о мурманчанах. И об уникальной детской театральной школе – первой в России! Это вызывает неподдельную гордость и восторг! Такое кино необходимо мурманчанам, оно вдохновляет, придает сил для новых свершений. Ведь мы видим, как занимаются наши любимые дети, внуки, правнуки, всей душой переживаем за них, видим их старания на сцене театральной школы и словно бы выступаем вместе с ними. Такое единение дорогого стоит.
Светлана Лебединская с дочерью Дианой:
– Моя дочь ходит в детскую театральную школу уже семь лет. И в будни, и в выходные, и в праздники – мы всегда там. Педагоги и их ученики стали дружной семьей, поэтому пропустить показ фильма «Театралка» мы, разумеется, не могли. Очень интересно было узнать, с чего все начиналось, как было трудно организовать работу и сделать театральную школу лучшей из лучших среди учреждений дополнительного образования, сделать ее буквально уникальной. Историю мы пишем сами каждый день. Снять такой потрясающий и трогательный фильм под силу не всем, но создатели фильма – киностудия «REK.A» – сделали это блестяще!
Оксана Гаврикова с дочерью Алиной:
– О том, что ребенок пошел в театральную школу, я не пожалела ни разу! Вижу, какая она приходит с занятий домой счастливая, делится своими впечатлениями, радуется! Пришли на показ фильма как на праздник. Я решила вместе с дочкой окунуться в мир искусства. Кто-то узнавал себя, учителя вспоминали моменты своей работы, а родители переполнялись гордостью за детей. Фильм получился очень трогательным, очень правдивым и впечатляющим. Время пролетело незаметно, даже уходить не хотелось. Мечтаю, чтобы все горожане увидели его и тоже получили положительные эмоции. Хочется, чтобы у каждого в жизни была своя «Театралка»!
Анна Доменюк:
– Я уже около десяти лет посещаю детскую театральную школу, поэтому показ фильма «Театралка» для меня – это моя история, история Мурманска, очень значимое событие! Показывать такие фильмы необходимо, потому что в них – настоящая жизнь. Эта кинолента рассказывает о том, как преподаватели вместе с учениками делали первую в России театральную школу лучшей из лучших, как ставили прекрасные спектакли, заставляющие всей душой переживать за героев, к чему стремились и чего достигли за долгие годы. Хочется сказать огромное спасибо создателям киноленты «Театралка».
Ксения Салюк, Полина Казакова:
– Мы уже очень давно занимаемся в детской театральной школе и не можем представить свою жизнь без нее. Те навыки, которые мы там приобрели, очень помогают нам и в личной, и в общественной жизни. Такие фильмы необходимы, ведь театральная школа – учебное заведение, где юное поколение горожан приобщается к настоящему искусству, получает знания, которые обязательно пригодятся им в будущем. На наш взгляд, этот фильм стал частью истории Мурманска.
Такое кино обязательно нужно показывать во всех кинотеатрах для мурманчан. Оно вдохновляет!
Анжелика КОВАЛЕВА.
Фото Дарьи ПУТИНЦЕВОЙ и из архива студии «REK.A».