Где он, баланс между повышенной и заниженной самооценкой? Любое стремление оценить себя по баллам на "хорошесть" даже взрослому затруднительно - мы, как и дети, постоянно меняемся и движемся вперед. Как действовать, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным и не зазнавался? Мы попробовали подобрать способы, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя счастливее и увереннее.
Любовь
Главный ключ к уверенности - ваша любовь. Не слепое обожание, а любовь. Когда ребенок ощущает, что его любят, несмотря ни на что. Чтобы сын или дочь чувствовали это, нужно по-настоящему их любить. И тогда ваше чувство будет проявляться во всех ваших действиях и словах, просвечивать, как лампа сквозь абажур, невзирая на нарисованные на нем фигурки, строго вы говорите, по-доброму или шутите.
Как же любить ребенка так, чтобы он это по-настоящему ощущал? Это довольно просто.
Мамы могут мысленно вернуться к периоду беременности, например. Ждали ли вы какого-то особенного ребенка (красивого, умного) или были готовы любить того, кто придет в вашу семью? Согреть его, дарить тепло тому, кто с вами будет, вне зависимости от любых его качеств? Невзирая на любые неприятности и ситуации? Правильный ответ, как вы понимаете, второй.
И вопрос не в том, как вы выражаете это ребенку. Вы его воспитываете, поэтому он должен получать разную реакцию на разные его поступки. Важно, чтобы вы сами, несмотря на то, что вы говорите и какое поведение демонстрируете, помнили о том, что любите.
Поощряйте старания
Допустим, у вас двое детей. Один из них нереально талантлив в английском, другой - в математике. Представьте, что вы хвалите их за их результаты по английскому. Каждый день Саша приносит из школы по иностранному пять, а Варя - три.
Сашу каждый раз поощряют, Варю - ругают, хотя Саше предмет дается очень легко, а Варе - с трудом, но она старается. Сын зазнается, хотя он не прилагает усилий и, возомнив себя гением, может перестать стараться по другим направлениям. Дочь, которая, вполне вероятно, делает все возможное и невозможное и все равно получает тройки, максимум - четверки, переживет некоторые отчаяние и срыв и может махнуть рукой на достижение результата в принципе либо же на вашу объективность. Или же может начать прогуливать уроки или концентрироваться совсем на других вещах. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему прикладывает усилия ваш ребенок, и поощрять их.
Небольшой педагогический секрет: можете завести специальный дневник за старания, выставлять в нем оценки за ежедневные усилия не только по школьным делам, но и по самым разным направлениям. Поощряйте старания разными способами - походами в зоопарк, планетарий, новой интересной информацией. Пусть поощрения сами по себе будут развивающими.
Не сравнивайте с другими детьми
Пусть ребенок принимает разные решения по ходу дня и вообще в жизни. А также переживает последствия принятых им решений и учится представлениям об ответственности. Это позволит ему чувствовать себя маленьким взрослым и по-настоящему расти. И ни в коем случае не надо сравнивать вашего ребенка с Петей, Машей из соседнего подъезда. Признайтесь себе, что такие сравнения - банальная зависть и неумение любить.
А это неумение (смотрите пункт первый) может крайне негативно отразиться не только на его самооценке, но и на жизни вообще. Мотивируйте его не примером других детей, а возможностью проявить свои таланты, написать картину, придумать и изобрести что-то интересное. Стать умным, сильным, добрым. То есть творческими вещами. Тогда ребенок не будет нервничать по поводу чужих успехов, а будет больше обращать внимание на свои собственные успехи.
Создавайте достойных героев
В пример хорошо ставить… да, самых настоящих героев. До которых не так сразу и допрыгнешь. Это придаст ребенку вдохновения и сил. Пусть дети знают о героических личностях, вдохновляющих не просто успехом, а личным характером или удивительными поступками. Следование за каким-то идеалом и стремление добиться высокой цели (например, желание стать виртуозным пианистом) придаст ребенку массу энергии - и у него просто не будет времени и желания думать о том, как над ним вчера посмеялись.
Для того чтобы таким образом вдохновлять, нужно, действительно, постараться, но оно того стоит. Будьте вдохновлены сами.
Не перехваливайте
Не надо слишком упоенно хвалить ребенка. Этим вы можете получить перекос, когда ваш школьник просто воспарит в собственных лаврах и начнет лоботрясничать, думая, что он уже всего достиг. Расслабится то есть. Лень и самодовольство - не наша цель.
Помните, что поощрять лучше старания и в меру. Пусть вообще движущим мотивом ребенка к деятельности будет не похвала, а сама увлеченность, процесс.
Не унижайте
Это, конечно, само собой. Если вы оскорбляете человека как личность, то вы рискуете просто утратить его доверие. Помните, что критиковать важно поступки, неправильное выражение эмоций, а не самого ребенка. Давайте ему понять, что он может все. Главное - захотеть и постоянно стараться.
Внешность и другие проблемы
Если ребенок комплексует из-за внешности и, например, заикания, можете приложить усилия, чтобы исправить недостаток, если это реально сделать. Это упростит жизнь вашего ребенка и сфокусирует его на нужных вещах.
Если же это трудно сделать, то на самом деле это еще один шанс научить сына или дочь понимать, что он (она) не просто очкарик или заика, а намного больше. У него есть внутренний мир, цели, увлечения… Наконец, не все сосредоточилось на нем!
Расширяйте кругозор вашего стеснительного школьника. Вспомните о физике-теоретике Стивене Хокинге! Вот кому, казалось бы, только и унывать, но он вместо того чтобы зацикливаться только на себе, думал о космосе.
Поиск единомышленников
Возможно, в школе ребенок - “ботаник”, или же учителя вешают на него ярлык троечника. А может, против него на данный момент кто-то ополчился (как в фильме “Чучело”). Его проблемы - ключик для вас самих в плане того, что нужно поработать над его характером, возможно, обратиться к психологу.
Критика часто указывает нам на существенные проблемы. И ученикам, и родителям. Возможно, мы сами упускаем что-то в воспитании. Тем не менее найдите для него общество близких ему по интересам людей, такое, где он сможет играть в шахматы, заниматься музыкой, создавать что-то, и ценить его будут не по банальным показателям, а за деятельность, которой он занимается.
Расширяем горизонты
В разговорах или, находясь в школе, постарайтесь понять, какие критерии кажутся особенно важными ребенку для того, чтобы быть своим в своем обществе.
И постарайтесь расшатать эти критерии, то есть не подвергнуть их сомнению (внешность, классный телефон), а пояснить, насколько все интереснее - и как много важных и хороших качеств есть в человеке. Познакомьте его с людьми, у которых есть совершенно другие, непривычные для ребенка качества.
Талант, чувство юмора, смелость… Пусть, проявляя свои менее привычные позитивные качества в их присутствии, ребенок чувствует себя увереннее и понимает, что развиваться можно бесконечно. Тогда, если одноклассники назовут его лопоухим или его телефон будет не самым модным в классе, он придаст этому не так много значения. Возможно, ему стоит пойти в кружок игры на гитаре, шахматный клуб или другое такое же вдохновляющее его сообщество.
Верующим родителям можно подыскать клубы по интересам на темы, связанные с религией или какими-то духовными ценностями (в зависимости от ваших убеждений). Можно, если это входит в вашу картину мира, отвезти неуверенного ребенка поговорить со священником, предупредив, о чем речь.
Искусство маленьких шагов
Почаще поручайте ребенку задания, которые он сможет успешно выполнить сам. Если у него что-то получается, он будет без лишних похвал окрылен успехом и попробует взяться за новое дело. Таким образом, будет расти его уверенность в своих силах.
Еще один важный момент: пусть он осваивает сложные умения или навыки по чуть-чуть. Учится готовить и шить с самых простых заданий, причем пускай смастерит одно и то же несколько раз.
Освоил, пусть переходит к новому. Иначе он может просто растратить весь энтузиазм и растерять веру в свои силы - что-то вроде того, как взрослые во время слишком строгой диеты бегут к холодильнику и потом впадают в уныние и занимаются самоосуждением.
Не бояться критики
Поясните ребенку, что критика - это не всегда плохо. Это способ понять, к чему стоит стремиться. Если его кто-то обижает, пусть он задумается, нельзя ли это как-то использовать.
Если, например, ему говорят, что он нудно рассказывает у доски, это возможность научиться интересно говорить и стать в будущем, может быть, телеведущим!
Если же из критики ничему нельзя научиться (например, “ты дурак”), то на нее надо постараться не обращать внимания и понимать, что у других людей может просто быть плохое настроение или какие-то сложности в семье, которые мешают им научиться себя хорошо вести.
Мама и папа
Ребенку очень помогают чувствовать себя уверенным в жизни мама и папа, у которых есть четкие принципы и представления о жизни. То есть тут два пункта: во-первых, не нужно быть совсем равными, хихикающим над другими, делиться с ребенком своими проблемами. Если взрослые ведут себя инфантильно, ребенок лишается ощущения защиты.
Надо стараться быть одновременно вдохновляющим идеалом и по-настоящему взрослыми, уверенными в том, что и почему вы делаете. Тогда ребенок будет чувствовать над собой крышу - и ему будет намного спокойнее и лучше. Для этого, естественно, надо думать, как становиться увереннее и взрослее самим.
Подготовлено “Молодежной редакцией”.