Бизнес по предоставлению клининговых услуг в России сравнительно молодой. Датой его, если так можно выразиться, основания можно считать конец 90х годов прошлого века. Именно тогда данное направление коммерческой деятельности стало развиваться благодаря государственному заказу. В тот период времени стала достаточно популярной идея снижения издержек гос.предприятий и учреждений за счет оптимизации налоговой нагрузки и передачи непрофильных видов деятельности на аутсорсинг путем проведения конкурсов и аукционов на предоставление клининговых услуг внутри помещений и на прилегающих к ними территории. Достаточно лояльная на тот момент система оплаты (как правило, Поставщик, выигравший тендер получал 30% аванс) позволила первооткрывателя данного рынка услуг беспроблемно закупить соответствующую технику, инвентарь и специальные средствами для клининга, что впоследствии, стало базой для освоения смежных направлений – прежде всего бизнеса клининговых услуг для частных лиц и коммерческих компаний.
В дальнейшем началось развитие этих разновидностей деятельности по уборке, а также произошло расслоение клининговых компаний в зависимости от специализации на клининге жилых, административных, офисных, торговых, производственных и складских помещений. В рамках данного материала мы постараемся раскрыть основные характеристики организации и ведения данного бизнеса в нашей стране. Начнем с главного – создания спроса и привлечения клиентов для Вашей организации.
Целевая аудитория клининговых услуг:
Ключевым моментом любого бизнеса является поиск и сохранение клиентской базы. Для клининга как бизнеса характерны несколько основных групп заказчиков. Предприниматели могут выбрать путь как широкого их охвата (по всем категориям потребителей), так и сосредоточиться на отдельных направлениях, тем самым увеличив отклик по выбранному сегменту.
1. Государственные (бюджетные) организации. Для того, чтобы стать поставщиком услуг для данных структур необходимо принять участие и выиграть право на заключение Договора по результатам конкурса, либо аукциона. Это потребует регистрации на сертифицированных аукционных площадках (всего их 5), получения электронной цифровой подписи и соответствии Вашей фирмы требованиям Банка, предоставляющего банковскую гарантию для обеспечения. Наградой же Вам будет гарантированный объем работ на длительный период и значительные более высокие (в сравнении с другими группами Клиентов) суммы Контрактов.
2. Коммерческие структуры. Значительное число частных организаций уже использует или планирует перейти на клининговые услуги методом аутсорсинга. Как раз они и являются Вашими потенциальными клиентами. Поиск их может происходить различными способами, от холодного прозвона, до участия в организуемых ими конкурсных процедурах. В связи с тем, что частные фирмы могут выставлять практически любые требования к поставщикам (иногда запретительные), развитие по этому пути в первые годы существования Вашей клининговой компании представляется весьма затруднительным.
3. Частные лица. Выбрав данное направление, Вам придется освоить работу с физическими лицами и приготовиться к тому, что основной упор придется сделать на развитии собственного сайта, который станет основным источником получения заказов. Также приготовьтесь к тому, что средний чек с Клиента будет относительно небольшой, а Ваши сотрудники должны будут освоить разнообразные виды услуг клининга. При этом, Вам придется выдержать достаточно жесткую конкуренцию как со стороны других клининговых компаний (их в настоящий момент существует огромное количество, ведь данная деятельность не требует лицензирования), так и со стороны частных уборщиков. При составлении своего Прайса рекомендуем ориентироваться на средние расценки в Вашем регионе. Например, типовые цены в Москве и перечень операций на уборку жилых помещений можно изучить здесь.
Действующие стандарты предоставления клининговых услуг:
Здесь все достаточно просто. Как уже было упомянуто, эта деятельность не подлежит лицензированию, следовательно, услуги Вы можете оказывать абсолютно любые, естественно не противоречащие законодательству РФ. Стандартами для Вас, при этом, будут являться требования Заказчика – положения технического задания, в случае сотрудничества с государственными Заказчиками и пункты договора при работе с частными организациями.
Стоит отметить, что существует и ГОСТ Р 51870-2014, регламентирующий предоставление клининговых услуг в России, в которым дана утвержденная классификация этих работ и дан перечень проводимых в каждом случае операций. Однако, применять его или нет, как и в случае с остальными ГОСТ – выбор каждого предпринимателя, обязательным его применение не является.
Возможные варианты налогообложения клининговых услуг:
Организации, осуществляющие данную деятельность могут выбрать два варианта – общая (с НДС) и упрощенная система налогообложения. Другого выбора нет, налог на вмененный доход или патентную систему при оказании услуг по уборке использовать нельзя.
Какую выбрать в каждом конкретном случае – решать Вам, однако заметим, что, если Вы намерены ориентироваться, прежде всего, на корпоративных Клиентах, то налогообложение с НДС будет, во многих случаях, являться обязательными, иначе, стоимость выигранных Вами тендеров будет уменьшена на 18%. А вот для тех, кто планирует сделать акцент на уборку в жилых домах разумно работать на упрощенке – это значительно упростит процесс оформления и снизит налоговую нагрузку. Фирмы, планирующие привлечь максимально широкий круг Заказчиков должны задуматься об оформлении еще одного юрлица или ИП (с начислением налогов по схеме отличной от основной) – чтобы предлагать Клиенту выбор исполнителя.
Выводы:
Клининговые услуги как бизнес достаточно перспективны, прежде всего потому, что предполагаемый круг возможных клиентов весьма широк – это и физические лица, и госзаказчики, и частные предприятия. Грамотный подход в организационной структуре Вашей клининговой компании позволит охватить их всех и, тем самым, значительно снизить риски падения (изменения структуры) спроса в зависимости от сезонности и общей экономической обстановки. Отсутствие лицензирования и жестких стандартов в клининге, в свою очередь, делает реальным вход на рынок “с нуля”, что служит хорошей мотивацией начинающих предпринимателей, не обладающих значительными материальными ресурсами.
Статья подготовлена с использованием материалов сайта http://usluginadomy.ru.
Реклама.