15 мая 1973 года был самый обычный вторник. 5 градусов тепла, моросил дождь. Почему именно в будний день было решено провести торжество, сегодня не совсем ясно. Но именно 15 мая 1973 года начал работу первый широкоформатный кинотеатр, названный в честь нашего города, – «Мурманск».

Единственная на то время ежедневная газета «Полярная правда» тогда это событие обошла стороной. Лишь через три дня в газете появилась небольшая заметка «Мурманск приглашает». В ней директор кинотеатра Нина Матвеевна Королева коротко сообщила о том, что из себя представляет ее хозяйство, и поделилась планами на будущее. Первым фильмом, который мурманчане увидели в новом кинотеатре, стала лента «Лаутары» режиссера Эмиля Лотяну. Две серии, начало в 10, 14, 17 и 20.00. Кстати, любопытный фильм – получил кучу премий, в том числе на фестивалях в Сан-Себастьяне и Неаполе.

От дворца – к типовой постройке

А теперь немного истории. В начале 30-х годов прошлого века в СССР собирались строить самое большое здание в мире – Дворец Советов. Для этого создали специальную организацию – Управление по проектированию Дворца Советов. Само здание так и не построили, но управление за двадцать с лишним лет своего существования накопило огромный опыт и было самым передовым архитектурным бюро СССР. Например, именно его специалисты разработали проект Останкинской телебашни. А при чем тут Мурманск?

В 1960 году управление реорганизовали в Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования (ЦНИИЭП), который и начал стахановскими темпами штамповать один архитектурный проект за другим. В том числе проектировали здесь и кинотеатры.

В 1961 году в Москве возводится Кремлевский Дворец съездов. Его архитектурные формы – параллелепипед из стекла и бетона – новое слово в зодчестве СССР и полный разрыв со сталинским неоклассицизмом. Эта простота тут же берется на вооружение всеми советскими архитекторами.

Мимо этой моды не могла пройти и мастерская № 1 ЦНИИЭП, которой руководил Марк Бубнов. Он сам, а также Виталий Лазарев, Иван Семейкин, Эльмир Тер-Степанов и примкнувший к ним инженер Владимир Немировский и стали разработчиками проекта нового широкоформатного кинотеатра. Руководству страны так понравилась работа этой пятерки, что в 1974 году она в полном составе получает Государственную премию РСФСР в области архитектуры.

Марк Бубнов был личностью незаурядной. Под его руководством разрабатывались десятки проектов зданий не только в СССР, но и за рубежом – в частности, проекты телебашни в Багдаде и здания Посольства СССР в Париже. Кроме того, Марк Петрович в 1997 году получил сразу пять патентов на изобретения в области машиностроения, в том числе два патента на автомобиль с автоматической передачей, ориентированный на инвалидов.

Виталий Лазарев был автором проектов театральных зданий в Липецке, Кызыле, Абакане, санаторного комплекса «Ливадия» в Крыму. Об остальных разработчиках проекта широкоформатного кинотеатра информации найти не удалось.

На попугайчиков сбрасывались работники

Поскольку «Мурманск» – кинотеатр типовой, то его двойники можно было увидеть по всему СССР – в Минске, Киеве, Ростове-на-Дону, Ярославле, Волгограде, Пензе, Рязани, Барнауле...

Но типовой не значит плохой. Зал «Мурманска» поднимался амфитеатром, что давало возможность с любого места прекрасно смотреть фильм. Его акустика считалась лучшей в городе. А вентиляционная система была новейшей конструкции. Кинопроекционное и электросиловое оборудование изготовлено в Чехословакии, а звуковоспроизводящая и вспомогательная техника была отечественной.
В холле кинотеатра решили устроить живой уголок. На первые две пары волнистых попугайчиков сбрасывался весь коллектив кинотеатра.

– «Мурманск» поражал северных зрителей южной экзотикой, – вспоминает сотрудник государственного архива Мурманской области Дмитрий Ермолаев. – От вида тропических растений и щебечущих на разные лады птиц в живом уголке невозможно было оторвать зимой не только детей, но и взрослых, скучавших по солнцу и лету.
Комфорт дополняли кафе и игровые автоматы. 

В кино за пол-литра

Говоря о том, что «Мурманск» стал первым широкоформатным кинотеатром в городе, нужно учитывать, что это верно лишь отчасти. Да, само здание кинотеатра для широкого экрана было первым, но первым кинозал с таким экраном появился в «Мире». Правда, сам этот кинотеатр был построен как обычный широкоэкранный, но впоследствии его модернизировали. 

Но другие «премьеры» у «Мурманска» отнять нельзя. Заказ билетов по телефону был только тут, ночные сеансы стали практиковаться впервые тоже здесь. Во второй половине 90-х годов началась гонка между «Мурманском» и «Родиной» за право первым установить современное оборудование объемного звука. Победителем вышла «Родина», но сегодня этот кинотеатр не работает.
Закончились сравнительно благополучные 80-е годы, наступили лихие 90-е. Теперь для «Мурманска», как и для других кинотеатров города, задача выжить стала главной. Для этого нужно было привлечь зрителя.

– Иногда использовались даже не совсем законные способы, – вспоминает Алексей Гулянин, который в ту пору работал в «Мурманске». – Например, перед премьерой фильма «Особенности национальной охоты» в кинотеатре бесплатно раздавали людям алкоголь. Но такие случаи были редкостью, а может, и вообще был единственным в своем роде. Перед показом фильма «Спасти рядового Райана» была организована выставка оружия. Часто приглашали ребят из клуба ролевых игр. Они надевали кольчуги, брали в руки мечи и щиты и устраивали показательные бои. Расплачивались мы с ними обычно бесплатными билетами.

Фильмы на поезде

Сегодня все фильмы передаются в кинотеатры через Интернет. А в сравнительно недалекие времена они выпускались на пленке, которая требовала особого обращения. Но если с ее хранением и эксплуатацией проблем не возникало, то отправка и получение иногда становились серьезным испытанием.

– После развала единой советской системы кинопроката каждый кинотеатр выкручивался как мог, – говорит Алексей Гулянин. – Мы, например, получали и отправляли фильмы с проводниками поездов. Услуги почты были надежнее, но стоили в разы дороже. Да и они не всегда гарантировали доставку нужному адресату. Однажды очередной фильм по ошибке привезли в одно из медицинских учреждений Мурманска, мы искали его несколько дней. С проводниками приключений тоже хватало. Копия одного фильма стоила в то время 20–25 тысяч долларов США. Однажды мы отправили фильм в Питер, а получатель просто не захотел рано утром идти на вокзал. И в итоге пленка неделю каталась по России. В другой раз уже наши работники умудрились потратить выданные им на такси деньги, чтобы доставить фильм на вокзал. Правда, они в итоге фильм отправили, и даже вовремя, но перли его к вагону на своем горбу. А это 40 килограммов, между прочим.

Флагман киноиндустрии

Сегодня кинотеатр «Мурманск» –  флагман киноиндустрии нашего города. Он часть сети кинотеатров, входящих в одноименное кинопредприятие. Помимо него по-прежнему в боевом строю отреставрированная «Аврора» и новый восьмизальный «линкор» со старым названием «Северное сияние». Но именно на «Мурманске» держит свой флаг командир этой «флотилии» Алексей Лупилин. В должности директора кинопредприятия он с 2014 года. При нем в «Мурманске» проведена большая реконструкция и обновлено оборудование. На фасаде появился экран, который выполняет роль огромной киноафиши, обновили зрительный зал, установив новые кресла. Теперь он вмещает не 800 человек, а 460. Сегодня размеры и комфорт кресел и расстояние между рядами соответствуют самым последним требованиям взыскательных зрителей.
 
– Оборудование «Мурманска» такое же, как и в премьер-зале «Северного сияния», – говорит Алексей Геннадьевич. – Но за счет большего объема здесь более качественный звук. Плюс большой экран – такой же, как в столичных кинотеатрах. И для многих зрителей эти два фактора – звук и экран – являются определяющими. Здесь мы показываем только кассовые фильмы.
Большая часть зрителей «Мурманска» – это молодые люди. Но в последние два года появилось немало тех, кому далеко за 40. Алексей Лупилин связывает это с возрождением отечественного кинопроизводства.

– Такие фильмы, как «Экипаж», «Движение вверх», вернули в залы кинотеатра пожилых людей, – говорит он. – Ведь эти картины или события, о которых они рассказывают, связаны с их молодостью. Вот люди и приходят. Но молодежи все равно в кино ходит больше. 
Сегодня Мурманск – один из лидеров России по числу кинотеатров на душу населения. В этом плане он превосходит даже Москву и Санкт-Петербург. Ведь помимо кинопредприятия «Мурманск» у нас работают еще «Мираж» и «Кронверк». В этой конкуренции за зрителя муниципальное кинопредприятие работает успешно, оно полностью себя обеспечивает. И «Мурманск» играет в этом пусть не главную, но яркую роль. Для многих мурманчан это культовое место, и они всегда предпочтут его любому другому кинотеатру.

__________________________________
Хроника кинохроники

Первый кинотеатр, а точнее – кинобарак купца Петра Скрябина, открылся в городе в 1916 году. В феврале 1920-го в Мурманске произошел антибелогвардейский переворот. Скрябина большевики поставили к стенке, а его кинематограф закрыли.
– Началась эпоха, когда кино на Кольском полуострове мыкалось, не имея собственного угла, – рассказывает Дмитрий Ермолаев. – Фильмы показывали в клубах имени Володарского, Водников, ОГПУ, в школах и даже в старом дощатом пожарном депо. Сюда наряжались как на полюс: полушубки, тулупы, валенки, свитера – надевали все, что было теплого из одежды, и сидели в «зале», опустив уши меховых шапок.

К 15-й годовщине Октября в эксплуатацию сдается первая очередь Дома культуры имени Кирова с отдельным кинозалом. И лишь в ноябре 1933 года в Мурманске открывается первый настоящий кинотеатр – «Северное сияние». В 1939-м начинают строить «Родину», но из-за войны закачивают лишь через девять лет. В 1956-м в Росте вошел в строй кинотеатр «Аврора», в 1965-м – «Мир», через три года свой киноцентр «Утес» получили жители Больничного. «Мурманск» стал шестым кинотеатром в городе. Последним была «Атлантика», сданная в эксплуатацию досрочно в 1985 году. Новые кинозалы начали открываться только в 2000-х годах – в торгово-развлекательных комплексах.

Прогульщики за идею

– В СССР была жесткая регламентация показа отечественных и зарубежных картин, – рассказывает киновед Алексей Гулянин. – При открытии нового кинотеатра показывали только ленты, выпущенные в СССР. А вообще, в советском кинопрокате иностранные фильмы составляли лишь 20%.

Впрочем, отечественных фильмов, в том числе и очень качественных, тогда вполне хватало для того, чтобы заполнить кинозалы. Несмотря на то, что в городе появился кинотеатр с огромным, площадью 180 квадратных метров, экраном и залом сразу на 800 мест, купить билет было порой проблематично, а в «Мурманск» – особенно.

– Мы в 70-х годах ходили в кино всем классом, премьеры старались не пропускать, – вспоминает мурманчанка Марина Новикова. – Обычно отряжали из класса двух гонцов: отдавали им деньги на билеты и отправляли в очередь. Для того чтобы купить билеты, очередь надо было занимать в то время, когда еще шли уроки. И пока ради всего класса наши гонцы прогуливали занятия, мы старались их прикрыть перед учителями, придумывая разные уважительные причины их отсутствия.

Штирлиц и чашка кофе

– Я впервые попал в кинотеатр «Мурманск» в 1974 году, – вспоминает другой школяр 70-х годов Валерий Серебряков. – Это был фильм «Отроки во вселенной». С тех пор в кинотеатре бывал часто, и не только просто как зритель. Раз в неделю у нас там проходил общешкольный классный час. Нам показывали либо кинопублицистику, либо документальный фильм. Часто эти ленты увидеть по телевизору было невозможно. Мне, например, запомнился фильм о чилийских событиях 1973 года. Где-то в конце 70-х в «Мурманске» была встреча зрителей с Вячеславом Тихоновым. «Заслуженный Штирлиц СССР» прибыл в Мурманск по приглашению тогдашнего начальника КГБ по Мурманской области генерала Пипия, который был консультантом фильма «Семнадцать мгновений весны». Помню, в те времена хорошим тоном считалось зайти в «Мурманск» и выпить чашечку кофе.

Андрей КИРОШКО. kiroshko@vmnews.ru
Использованы материалы Государственного архива Мурманской области. 
Фото автора и из открытых Интернет-источников.


Что может быть вкуснее и ароматнее, чем хлеб из пекарни. Как говорится, хлеб всему голова. "Булошная"предлагает вам широкий выбор хлебопекарских изделий высокого качества к вашему столу. Здесь собраны лучшие традиции приготовления хлеба.

Реклама.