– Когда я проектирую храм, создаю ему легенду, литературную основу, которую знаю только я, – признается заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, член-корреспондент международной Академии архитектуры, церковный архитектор Андрей Анисимов. – Мурманск – единственный в России город областного значения, где нет кафедрального собора. Построить храм, который был фактически заложен императором 100 лет назад, для меня огромная профессиональная и моральная ответственность.
В исконно русской традиции
Компания «Мастерские Андрея Анисимова» спроектировала и построила более пятидесяти различных церковных сооружений – от часовен и иконостасов до храмовых комплексов в России и за рубежом.
– В проекте мурманского Спасо-Преображенского кафедрального морского собора моя любовь к северной псковской и новгородской архитектуре полностью воплотилась, – говорит Андрей Альбертович. – У псковской и новгородской архитектуры основа одна – византийская. Первые храмы Пскова и Новгорода строили и расписывали византийцы. Потом их традиции были подхвачены и переосмыслены русскими мастерами. И на византийской основе возникла знакомая нам, узнаваемая во всем мире русская церковная архитектура. Не нарышкинское, не петровское барокко, и даже не пряничный ХVII век с ярославским домиком в деревянной резьбе, а именно псковско-новгородская архитектура воспринималась тогда и воспринимается сейчас как исконно русская. В эпоху русского модерна в начале ХХ века именно она легла в основу возрождения русского искусства. После 1917 года, когда храмы в нашей стране не строились, русские храмы за рубежом возводились в традициях псковско-новгородской архитектуры.
К слову, Андрей Альбертович не раз бывал в Кольском Заполярье, а его знакомство с храмовой архитектурой нашего края началось в конце 70-х годов прошлого века.
– Я тогда очень увлекался деревянным зодчеством, был в Варзуге, Кузомени, путешествовал по всему Терскому берегу, – вспоминает Андрей Анисимов. – Это была незабываемая поездка. Я считаю, что деревянная церковь в Варзуге – это высшее достижение деревянного зодчества. Она гениальна своей простотой – пропорциями, постановкой на месте, мастерством исполнения. Потрясла Умба своими деревянными мостами. Позднее я был на Трифоновском подворье в Мурманске – качественное дерево, абсолютно традиционные детали, замечательно спроектировано, построено без халтуры.
Комфортно и экономично
По глубокому убеждению церковного архитектора, проектирование и возведение храмового сооружения должно основываться на традиции с учетом местных реалий.
– Я хорошо представляю, каково жить на Крайнем Севере, потому что четыре года работал главным архитектором города Когалым в Сибири, – говорит заслуженный архитектор России. – Все северные храмы – на Валааме, на Дальнем Востоке, на Сахалине, в Мурманске – мы проектируем как единое пространство, связанное теплыми и холодными переходами, навесами. В проекте мурманского Спасо-Преображенского собора главный храм с двумя уровнями, реконструируемый храм Спаса на водах, другие постройки связаны между собой таким образом, что можно, не надевая теплой одежды, пройти из одного помещения в другое.
Также практически весь маршрут крестного хода – периметр, кроме восточной части – закрыт навесом. Он надежно защищает от дождя, снега и ветра. Да и чистить зимой территорию храмового комплекса от снега намного проще, потому что площадь меньше и нет покрытых наледью дорожек.
При проектировании Спасо-Преображенского собора в Мурманске церковный архитектор учел и такой важный момент, как расходы на его содержание.
– Мне всегда очень жалко церковных средств, когда огромные соборы простаивают неделю полупустые, так как обычно на будничных службах больше пятидесяти человек не бывает, – говорит Андрей Анисимов. – Тратятся огромные средства на отопление, и получается, что зря. А деньги церковные разбазаривать не надо, их и так мало.
Поэтому рядом с кафедральным собором будет стоять ныне действующий храм Спаса на водах после большой реконструкции. Он станет работать в будни. Основной Спасо-Преображенский собор будет востребован по воскресеньям и по церковным праздникам. Тратить большие деньги на его отопление не предполагается. В будние дни в соборном храме будет поддерживаться плюсовая температура. А к службе выходного дня можно включать полное отопление.
«Сарайчик» для епархиального управления
По задумке проектировщиков на цокольном этаже собора появится зал морской славы. Предусмотрены пеленальные комнаты, помещения для детей и подростков, в которых они смогут отдохнуть во время долгих служб, большие гардеробы. Будет и конференц-зал. В нем планируют проводить «круглые столы» и даже выставки.
– Мы часто видим, что иконная лавка размещена внутри храма, во время службы начинаются хождения, разговоры, торговля, и это большой минус в организации пространства храма, – уверен церковный архитектор. – У нас все это вынесено. В храме есть только то, что необходимо для совершения службы и различных церковных обрядов.
Строительство скромного, строгого, но при этом красивого комплекса, основанного на архитектуре Русского Севера, должно способствовать подъему престижа церкви, которая не станет раскидываться направо-налево средствами своих попечителей, убежден Андрей Анисимов.
– Епархиальное управление на территории храмового комплекса спроектировано просто до примитива, – отмечает Андрей Альбертович. – Владыка Симон попросил разместить все епархиальные учреждения на сложной треугольной территории через дорогу. При этом он произнес ключевую фразу, за которую я зацепился и понял, что должен проектировать в строгом, аскетичном стиле. Владыка Симон сказал приблизительно так: «Понимаете, мы будем строить епархиальное управление параллельно со строительством собора. И если это будет слишком вычурно, нас могут обвинить, что мы тратим средства не на собор, а на свое административное здание. Оно должно быть предельно строгим – простой «сарайчик», чтобы ни у кого даже не возникало мыслей: мол, посмотрите, что Владыка себе отгрохал».
О «Золотом сечении»
– Нам очень повезло, что и Владыка Симон, и руководство благотворительного фонда сразу поддержали северный вариант внешнего облика и внутреннего убранства соборного храма, – продолжает Андрей Альбертович. – Север никогда не был бедным, но золота в северной церковной архитектуре нет нигде в отличие от южных регионов. Есть дерево, роспись, лемех – деревянные продолговатые изогнутые дощечки наподобие черепицы. На мой взгляд, это более органично, изысканно в своей простоте. Как известно, Владыка Симон – уроженец Украины. Казалось бы, ему должно было понравиться «все в золоте». Но он сказал, что считает себя северянином, поэтому станет придерживаться традиций русской северной архитектуры.
И все-таки «золото» у Спасо-Преображенского собора есть. Традиционное и в то же время новаторское видение будущего храмового комплекса было высоко отмечено коллегами известного архитектора. Компания «Мастерские Андрея Анисимова» участвовала в престижном московском архитектурном конкурсе «Золотое сечение-2017» и получила диплом в номинации «Проект. Градостроительный комплекс». Впервые за 20-летнюю историю конкурса!
– Победить было очень сложно, потому что существует неоднозначное отношение к церковной архитектуре, так же, как и к церкви, – считает Андрей Альбертович. – Начинаются разговоры: мол, давайте мы и католическую, мусульманскую архитектуру, синагогу покажем из соображений толерантности. Мне потом после конкурса президент Союза архитекторов Николай Иванович Шумаков сказал, что проект был принят сразу, без прений и обсуждений. Хотя разговаривать с профессионалами о современной церковной архитектуре достаточно сложно, потому что коллеги – особенно те, кто от церкви далеки, – хотят видеть некую современную церковную архитектуру. Кивают на Запад. Там действительно много всего, но ничего хорошего. Думаю, нам удалось найти современное звучание в традиционной архитектуре, а на проекте здания епархиального управления показать, что у церковной архитектуры есть пути развития.
Легенда о соборе
Общая композиция комплекса зданий Спасо-Преображенского морского кафедрального собора в Мурманске состоит из собора с колокольней, окруженного с трех сторон крытым гульбищем для крестного хода, а также существующего храма Спаса на водах с примыкающей к нему шатровой колокольней. На карте Мурманска должен появиться единый архитектурно-ландшафтный комплекс, который собор будет образовывать совместно с мемориалом Защитникам Советского Заполярья, парковой зоной Семеновского озера и символическим маяком.
– Очень важно, что мы сами проектируем и сами строим, – говорит лауреат «Золотого сечения-2017». – Когда мы обсуждаем с заказчиком перспективу строительства, то разговор всегда идет о стоимости. Но так как мы сами проектировщики, то всегда знаем, где можем без ущерба качеству поменять материал. Всегда можем за счет проектирования найти решение под нужную цену, хотя, к сожалению, есть предел возможностей. Проектируя храмовый комплекс в Мурманске, мы увидели, что есть позиции, которые можно удешевлять за счет конструктивных решений, отказа от каких-то элементов, снижения цен на материалы за счет большого объема поставок. В результате стоимость строительства мы на 25–30 процентов снизили.
– Храм, который столетие пребывал в заточении, словно соловецкий узник, но теперь наконец станет свободным – это моя легенда о мурманском Спасо-Преображенском соборе. В нем заложена глубокая внутренняя драматургия, в нем звучит трагическая мощь Соловков, – делится сокровенным Андрей Альбертович. – Надеюсь, что к Пасхе в Мурманске мы выйдем на строительную площадку, если будут на то воля Божья, благословение митрополита и материальная поддержка.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1991–1992 годах по инициативе главы администрации Мурманской области Евгения Комарова и главы администрации города Мурманска Олега Найденова было определено место под строительство Преображенского морского кафедрального собора – высокая сопка рядом с Семеновским озером, откуда открывается захватывающий вид на город и Кольский залив. Вскоре выбранное место было освящено священнослужителями тогда еще Архангельской епархии с благословения епископа Пантелеимона. На чине освящения присутствовали представители православной общественности Мурманска. На освященном месте был установлен большой деревянный крест.
В середине 1990-х годов на Кольскую землю прибыл епископ Симон, чтобы возглавить новую, только что образованную Мурманскую и Мончегорскую епархию. С созданием новой епархии место, где будет располагаться ее главный храм, не было забыто. Но, к сожалению, крест, установленный на освященном месте у Семеновского озера, дважды спиливался противниками строительства храма. Место строительства собора было заново освящено епископом Мурманским и Мончегорским Симоном. Здесь, прямо под открытым небом, несколько раз епископом Симоном была отслужена божественная литургия.
3 октября 2002 года был освящен и открыт для мурманчан морской храм Спаса на водах как приписной малый храм при будущем соборе.
19 августа 2016 года, в праздник Преображения Господня, место строительства Спасо-Преображенского морского кафедрального собора освящено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Патриарх совершил чин освящения закладного камня в основание собора, в камень была заложена памятная патриаршая капсула.
Оксана ГУРОВА.
Фото из архивов редакции и Благотворительного фонда «Мурманский Преображенский морской кафедральный собор».