За многие десятилетия мы привыкли к эпитетам, которыми щедро награждают Мурманск – «столица Заполярья», «Кольская столица», «рыбная столица». Произносим слова, почти не вникая в их смысл. Но те, кто начинал строить наш город, верили: в сопках на краю земли они возводят город, который по своему размаху, красоте и величию не стыдно будет сравнить со столицами.
Нужна была столовая
В начале двадцатых годов прошлого века очертания Мурманска существовали только в планах на бумаге, редких булыжных мостовых и далеко стоящих друг от друга «деревяшках». Домики-времянки возводили наспех из подручных материалов, чтобы было где переночевать и согреться в холода. Когда же подошла очередь каменных домов, понадобилась помощь опытных строителей и архитекторов. Можно предположить, что именно руководство Мурманской железной дороги по настоятельным мольбам пайщиков Транспортно-потребительского общества (ТПО) обратилось в только что созданное проектное бюро при Ленинградском Стройкоме (1925 г.), позднее известное как Ленпроект. Оно единственное в регионе осуществляло работы по проектированию общественных и жилых зданий, благодаря ему в Мурманске появилось первое каменное здание, сохранившееся до сего дня.
Главной артерией Заполярья была и есть железная дорога. По железной дороге доставляли ценные грузы для строительства города, продовольствие, по ней прибывали свежие рабочие силы, без нее невозможно было бы строительство порта и города. Как и все, кто трудился в порту, на улицах города, семьи железнодорожников нуждались в качественном жилье, испытывали нужды, связанные с приобретением продуктов, товаров промышленного назначения, приготовлением еды. Удаленность нового города от промышленных и продовольственных центров требовала комплексного подхода к решению задачи. Здание, расположенное вблизи вокзала, в котором можно получить несколько услуг сразу, решило бы проблему. Из письма орготдела ТПО Мурманской железной дороги в санитарную комиссию 12-го врачебного участка Мурманской железной дороги о работе столовой ТПО (1926 г.): «Правление ТПО со своей стороны находит, что помещение, занимаемое ныне столовой ТПО, не подходит под место общественного питания, что из-за необорудованности его общество несет значительные потери… Неоднократно местными как общественными организациями г. Мурманска, так и самим правлением ТПО возбуждался вопрос перед правлением Мурманской железной дороги о предоставлении под столовую более приспособленного помещения, но все попытки в этом отношении не увенчались успехом». («Мурманск: начало пути 1916-1940 гг. Сборник документов. К 100-летию со дня основания». М., 2016). В кратчайшие сроки на средства Транспортно-потребительского общества всего за четыре месяца по проекту архитектора Ильи Яковлевича Жижмора (1879–?) было построено здание ТПО (1927 г.).
Первая ласточка
Проект оказался на редкость удачным. Выполняя заказ для северян, архитектор вдохновился идеей создания первого заполярного универсального здания, включавшего в себя функции магазина и столовой. По его задумке, он должен был стать таким же знаковым в городской среде, как «Пассаж» для Ленинграда или ГУМ в Москве. Поэтому в плане появился сквозной проем на три этажа с возможностью кругового движения вдоль перил и стеклянная крыша. Мурманский «Пассаж» значительно меньше в размерах, но ведь и город только начинал расти. Стоящий на возвышенности на фоне низеньких «деревяшек», он смотрелся небоскребом и сразу стал городской достопримечательностью. Первая ласточка, как ласково называли его переселенцы, подобно маяку встречал входящие в акваторию порта суда. На нижнем этаже на особые «железнодорожные» деньги покупали продукты, на среднем – промышленные товары, на верхнем размещалась столовая.
Здание ТПО относится к периоду советского авангарда в архитектуре. Комплексное решение отвечало духу времени. Сама эпоха преобразований сформировала запрос на новую типологию здания, которое должно было сочетать в себе несколько функций – дома-коммуны, фабрики-кухни и так далее. Одновременно оно является ярким примером ленинградской градостроительной школы, которая к этому времени уже обрела свое лицо. В период 1920-1930 годов прогрессивные ленинградские архитекторы были увлечены идеями конструктивизма.
Бомба между этажами
Здание ТПО – уникальный сохранившийся памятник ленинградского конструктивизма. При его строительстве были применены новаторские технологические идеи. Это первое в Мурманске каркасное здание с железобетонными перекрытиями и одно из первых в России. Каркас заполнен пескобетонной смесью. Каркасная система получила применение в строительстве именно в период конструктивизма. И то, что архитектор использовал его при проектировании здания, говорит о его принадлежности к передовым представителям школы. Довольно простое по форме трехэтажное строение фасадом обращено в сторону улицы Коминтерна и повернуто по оси. К основному помещению прямоугольной формы примыкает высокая вертикальная пристройка с вынесенным в нее лестничным проемом, вход в здание (до 1989 г.). Для того времени это было революционное конструктивное решение, спустя всего десятилетие на многие годы забытое. Архитекторы вернутся к нему в начале двадцать первого века.
Сквозной проем должен был обеспечить свободную циркуляцию воздуха в многолюдных помещениях, а купол в период белых ночей – помогать экономить электричество. Здание лишено яркого архитектурного декора. Нет лепнины, колонн, узорчатых карнизов и консолей. Отказ от них заложен в самих принципах конструктивизма. Однако строение не смотрится серым и унылым. Внешние стены разнообразят пилястры (как напоминание о фасаде ленинградского «Пассажа») и различной формы оконные проемы. На первом этаже большие квадратные, на втором – полуциркульные окна чередуются с прямоугольными, на третьем – опоясывая весь периметр здания вытянутые по горизонтали прямоугольные. При строительстве не использовались дорогие материалы, в отделке здания их также не было. Внешние и внутренние стены были оштукатурены и выкрашены. Таким неизменным оно оставалось на протяжении почти пятнадцати лет.
В годы Великой Отечественной войны здание устояло, несмотря на то, что в пролете между этажами, пробив стеклянную крышу, застряла авиабомба. Она чудом не взорвалась и таким же чудом была извлечена невредимой. После войны в период восстановления возводить стеклянный купол не стали. Здание лишилось своей изюминки, но город продолжал сохранять свой «Пассаж» еще на протяжении нескольких десятилетий. Только в конце восьмидесятых годов было принято решение о реконструкции здания и размещении в нем сначала выставочного зала (1989 г.), а затем и областного художественного музея (1990 г.).
Теперь – музей
Решение было непростым. Старожилы города с негодованием отнеслись к идее реконструкции, писали письма, просили оставить городу здание ТПО, в котором продолжали покупать продукты и посещать столовую. Администрация же пыталась доказать, что в городе достаточно больших магазинов и здание не отвечает потребностям растущего центра города. А вот выставочный зал городу нужен. Заполярные художники активно работают, и новые экспозиционные площади будут ими востребованы. Мурманчане смирились с этим решением, но щемящее чувство утраты осталось.
Реконструкция затронула как внешний, так и внутренний конструктив здания. Неактуальными показались существующие входы в здание. На месте дверных проемов, обращенных на улицы Коминтерна и Профсоюзов, появились новые – главный в сторону улицы Воровского (карниз над ним венчает атик) и запасной – в направлении сквера. Исчез сквозной проем между этажами, до третьего этажа выросла широкая парадная лестница, облицованная мрамором. Подвальное помещение переоборудовали в цокольный этаж, появились перегородки между залами. Чтобы компенсировать отсутствие стеклянного купола, потолочное пространство зала третьего этажа было обрамлено витражными стеклами.
Не могу согласиться с мнением, что реконструкция была выполнена с «максимальным сохранением образной и стилевой характеристики» здания. Отказавшись от функциональных решений, применив в оформлении интерьеров гранит и мрамор, проектировщики нарушили принципы демократичного стиля, рожденного социалистической идеологией.
Можно ли было оставить здание в его родном конструктиве, сохранив для северян пример ленинградского конструктивизма нетронутым как один из символов города-столицы? А для выставочного зала построить новые стены? Спустя годы можно ответить: «Скорее да, чем нет». Художественный музей вновь испытывает нужду в специализированных площадях, он давно вырос из стен небольшого здания ТПО. Если бы в свое время здание передали в качестве филиала краеведческому музею, весь конструктив можно было бы сохранить без изменений. Для того чтобы развернуть в нем экспозицию, посвященную строительству города, не понадобилась бы масштабная реконструкция.
Светлана ВОДОПЬЯНОВА, искусствовед.
Фото из открытых Интернет-источников.
Геокупольные конструкции в последнее время пользуются большой популярностью. Здания с такой конструкцией смотрятся модно и современно и привлекают к себе больше посетителей. Взять в аренду конструкцию для проведения различного рода мероприятий можно на сайте fullerdome.com. Цены вас приятно удивят, также возможно заказать проектирование купольных конструкций под круглогодичное использование.Реклама