Нона Рубцова никому не скажет, а переживает. Кто там будет лоск наводить в дворцовых залах к 85-летию «Кировки»? Кто будет работать для многочисленных гостей «навигатором» – дорогу в гардероб и буфет показывать, объяснять, как да что? Да и кто, наконец, таким любящим взглядом окинет ее родную «Кировку»? Ну как некому?!
Рекорды Ноны Рубцовой
Нона Сергеевна тут своеобразный рекордсмен. Полвека проработала во дворце уборщицей. «Вернее, 51 год и 7 месяцев», – уточняет она. День, когда попала сюда впервые, помнит, как будто это было вчера. Соседка подсказала: «В Дом культуры требуются уборщицы. Какая-никакая копейка в дом».
Нона – старшая в многодетной семье – послушалась соседку. Рассказывает, что помимо нее у родителей было еще пятеро ребятишек, учиться получалось мало. А с работой повезло. Как пришла в 1964 году в «Кировку», так и осталась. Освоила все обязанности техперсонала – контролеров, гардеробщиц. Просили подменить – подменяла. Подружкам «проходки» и контрамарки доставала на танцы, на концерты. Была незаменимым человеком.
Говорит, в семье все были строителями. А ее с детства к культуре тянуло – жили в «деревяшке» на улице Софьи Перовской, от «Кировки» в двух шагах. Так концерты любила! А на танцах так и не побывала ни разу. «Не мое это», – признается. Она все больше судьбы подружек на танцах устраивала. Столько мурманчан там перезнакомилось!
Секрет развалин
Здесь, говорят, секрет какой-то есть. И энергетика особая. Ведь столько пар не переженило ни одно мурманское учреждение культуры.
С самого открытия в 1932 году «Кировка» чуть ли не в одночасье стала для рыбацкого города своеобразной Меккой творчества и знакомств.
Парадокс, но рассказывают, что после войны больше всего семей родилось не на танцах, а, образно говоря, на развалинах «Кировки». В середине 40-х по указу Совнаркома СССР в числе народных объектов рыбной отрасли шло восстановление и областного Дома культуры рыбаков. Анастас Микоян сказал тогда: «Одной рыбой сыт не будешь». И мурманская молодежь с энтузиазмом взялась за дело. Народ на реконструкции подобрался веселый. Да и как по-другому? Работа тяжелая – все завалы разбирали вручную. За смехом и шутками время летело быстрее. Николай и Анна Поталицыны, как и десятки других горожан, именно там связали свою судьбу – среди разрушенных дворцовых стен. А заодно освоили строительные специальности – в ту пору профессионалов не было. Николай, воевавший матросом на Северном флоте, сначала стал каменщиком, а затем бригадиром монтажников на домостроительном комбинате, за ударную работу получил орден Трудового Красного Знамени. А Анна, приехавшая на Север из Калининской области, за троих вкалывала на комбинате стройконструкций, ее доблестный труд не раз отмечали наградами. Но самой главной наградой для супругов Поталицыных навсегда осталась восстановленная их руками «Кировка» – место, где родилась их семья.
Он и она
Мурманские танцовщики Соловьевы, может быть, как никто знают, почему название известнейшего хореографического коллектива «Ониона» нигде, кроме «Кировки», и родиться-то, пожалуй, не могло. «Ониона» – это же он и она, – объясняют они. – Это единство, это творчество, это любовь, это супружеские пары, наконец!». Жизнь Валентины Александровны и Льва Борисовича Соловьевых сделала поворот именно тут, в областном Дворце культуры, в ансамбле «Ониона». По кем-то придуманному волшебному алгоритму они столкнулись в хореографическом зале дворца, познакомились, поженились. Стали руководителями «Онионы». Наконец, создали один из самых романтических в Мурманске фестивалей бального искусства «Февральские вьюги».
А название «Ониона» – «Он и она» – стало своеобразной философией «Кировки», неким символом, знаменателем союза сердец, которые уже соединили и еще соединят творческие коллективы этого уникального мурманского дворца.
На ногах не устоять
Нона Рубцова, за полвека отмывшая километры залов и коридоров мурманской культуры, гордится своей ударной работой. Не каждой работнице удается продержаться на страже чистоты не годы – десятилетия. Ее здесь до сих пор зовут Ноночка. А она говорит, что полвека для нее слились в один праздничный день.
Вспоминает, как увидела однажды в фойе держащуюся за голову женщину. Думала, плохо ей, бросилась с расспросами: «Что случилось? Чем вам помочь?». А женщина бригадирским голосом на весь дворец ответила: «Да вы что?! Плохо?! Это ж красота такая тут у вас, чистота! На ногах не устоять!».
Больше всего работы у Ноны Сергеевны было после танцев. «Там разные люди собирались, – рассказывает. – Не то что на концертах, где все были вежливые, аккуратные, и пообщаться с такими людьми приятно, и работы после них немного». Сама-то Нона Рубцова на всех концертах – постоянный гость. Начальство предлагало билеты на первый ряд, но она человек скромный – берет на галерку. Директора во дворце были сплошь хорошие люди, говорит. Все к подчиненным – с душой, заботой. Когда на пенсию уходила – на сцену чествовать вызвали! Впервые стояла перед полным залом зрителей в лучах софитов.
«Мне, мурманской девочке из бедной многодетной семьи, даже не снилось, что всю жизнь проведу в самом настоящем дворце», – признается Нона Рубцова. Все ее близкие и домочадцы тут перебывали не раз. А вскоре ее трехлетнего правнука Даниила здесь ожидает дебют. Нона Сергеевна не сомневается, что и правнук будет здесь танцевать, как его папа.
Кружились пары
Семья мурманчан Поталицыных, скрепившая свой союз на развалинах «Кировки», прославилась в одночасье. Рассказ о семье строителей попал на страницы популярной газеты Мурманского обкома «Полярная правда». Автор публикации известный мурманский журналист Василий Белоусов вспоминает, что все городские дороги в пятидесятых годах вели во дворец. И он сам в свободное от работы на рыбокомбинате время осваивал мудреные па танца «Лявониха» в хореографическом зале «Кировки». Сейчас-то уже не докажешь, что виной тому была прекрасный хореограф Галина, в которую были влюблены все ее подо-печные. Как, собственно, и сами подопечные уже не смогут исполнить ту самую «Лявониху» их молодости.
«По вечерам под духовой оркестр и баян во дворце проходили танцы, кружились пары, – добавляет Василий Сергеевич. – Частенько туда попадали по специальным приглашениям или билетам. Но мы, молодые парни, в которых бурлила кровь, бывало, прорывались бесплатно. Ведь когда тебе 18, ты чувствуешь себя героем независимо от наличия карманных денег. Тем более когда вокруг – мурманские красавицы».
Большинство танцевальных пар вскоре становились супружескими.
Золотая коллекция
Супруги Соловьевы говорят, что их век в «Кировке» – золотой век! Большие зарплаты, выделенная государством квартира в центре, сценические костюмы, сшитые мастерами «Мариинки»…
В восьмидесятые на культработников воистину пролился золотой дождь. В «Русском вальсе», поставленном Валентиной и Львом Соловьевыми, танцевало три состава по восемь пар! По меркам, отправленным в Петербург, портные Мариинского театра сшили шикарные костюмы. Впечатление от постановки было столь велико, что номер тут же вошел в золотую коллекцию «Онионы» и до сих пор остается неизменным на концертах прославленного бального коллектива. А география его гастролей охватывает и Европу, и Азию.
Сейчас народным коллективом руководят супруги Татьяна и Юрий Можейко, которые также познакомились здесь, в стенах дворца, постигая азы искусства бального танца. И их прославленные ученики продолжают эту традицию.
Благодаря ей ежегодно в этой мурманской Мекке искусства и единства сердец рождаются новые творческие достижения и чудесные семьи мурманчан. И так уже 85 лет.
ИЗ ДОСЬЕ «ВМ»
Решение о строительстве Дома культуры для рыбаков было принято в 1929 году. Уже были построены рыбный порт, судоверфь, появился траловый флот. И рыбаки решили, что у них должен быть свой центр культуры. Закладка фундамента началась в том месте, где 13 лет назад задумывали воздвигнуть храм покровителя моряков – Николая Мирликийского.
Уже в ходе строительства Дома культуры, чтобы подчеркнуть его значение в жизни Кольского Заполярья, будущему очагу культуры присвоили имя тогда еще здравствовавшего Сергея Мироновича Кирова. Он был организатором и непосредственным руководителем преобразования голой пустыни, тундры, места царской ссылки в индустриальный форпост социализма на Крайнем Севере.
Открытие Дома культуры рыбаков состоялось 7 ноября 1932 года. На старых фотографиях сохранилось здание Дома культуры. Возводилось оно по проекту архитектора Николая Митурича в стиле модного тогда конструктивизма. И именно таким его первый раз увидели наши бабушки и дедушки.
И сразу жизнь закипела в новом досуговом центре. Здесь шли первые просмотры немых фильмов, работала библиотека, располагался краеведческий музей. В 1939 году в Доме культуры начал свою жизнь Мурманский областной драматический театр, 1 февраля прошел первый спектакль.
20 февраля 1940 года был открыт памятник Сергею Мироновичу Кирову. Как раз на том месте, где Сергей Миронович когда-то проводил совещание со строителями будущего Дома культуры.
В годы войны «Кировка» стала центром общения и отдыха не только для мирного населения, но и для тех, кто принимал непосредственное участие в боях. И тех, и других неудержимо влекли сюда дружеская обстановка, потребность в хорошей шутке и веселой песне. Кроме концертов и спектаклей в самом здании Дома культуры бригада художественной самодеятельности давала концерты в госпиталях, у моряков и летчиков.
Несмотря на бомбежки, в ДК всегда было много посетителей. Это было, пожалуй, единственное место в городе, где жители могли забыть на время про войну.
Анжелика КОВАЛЕВА. kovaleva@vmnews.ru
Фото Дмитрия САЯПИНА и из открытых Интернет-источников.